Жан Огюст Доминик Энгр

Энгр, известнейший французский художник XIX в., с детства жил и развивался в среде, проникнутой атмосферой искусства. У отца, скульптора и живописца, получил он первые уроки, а в 17 лет был уже в Париже учеником знаменитого Давида.

Энгр Маленькая купальщица или интерьер гаремаПрирода создала меня быть художником, говорил Энгр, и для него это означало видеть и передавать красоту. Путеводной звездой к красоте Энгр избрал античное искусство и творчество Рафаэля. Много картин написал Энгр на сюжеты древнегреческой мифологии и литературы.

Характерен его «Эдип и сфинкс» (1808). Энгр видел главную задачу искусства в изображении человека. Мифология вводила в живопись Энгра обнаженное тело, воспроизведение которого навсегда останется пробным камнем таланта и мастерства художников.

Свои взгляды на искусство Энгр выразил в картине «Апофеоз Гомера» (1827), представляющей древнего поэта в торжественном окружении живописцев, скульпторов, поэтов ж писателей всех веков, следовавших в своем творчестве по пути античного искусства. Сам Энгр не ограничивался созданием идеально прекрасных образцов; он написал много портретов, с изумительной проницательностью определяя не только характер, но и социальный облик своей модели, будь то высокомерный молодой аристократ — русский граф Гурьев — или 66-летний Бертен — воплощение деловитости, холодной рассудочности и скрытой энергии буржуазного дельца- Энгр затягивал окончание портрета Бертена, тщетно пытаясь проникнуть в сущность его личности, но однажды, застав его в крупном деловом споре с сыновьями, Энгр воскликнул- «Ваш портрет готов, я крепко вас схватил и не выпущу».

Карандаш должен петь! — такими словами определял Энгр текучесть и гибкость линии. Эго музыкальное сравнение не случайно. Энгр прекрасно играл на скрипке.

Певучая красота линий Энгра особенно выразительна в женских портретах- «Энгр никогда же бывает так счастлив, так во всеоружии своего мастерства, как тогда, когда его талант влекут прелести молодой красавицы»,— писал Бодлер. Энгр любуется своими моделями. Женской красоте посвятил он много картин и любил через долгие годы возвращаться к вариантам одного и того же женского образа. Обнаженные женщины этих картин называются или богинями и нимфами, или в романтическом духе одалисками, или просто купальщицами. Идеально прекрасное слито в этих изображениях с реальной телесностью.

Служение искусству Энгр завершил своим завещанием, по которому передал сохранившиеся у него свои произведения и свою коллекцию картин родному городу Монтобану, основав там Музей имени Энгра.

А. Замятина

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...
    Подробнее

Популярное


  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого.
    Подробнее
  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было.
    Подробнее
  • Музыка и поэзия. Немного истории

    Поэзия и музыка словно родились под знаком Близнецов. И хотя совершенно очевидно, что «рождение» этих искусств было вовсе не одновременным, оба означены постоянным тяготением друг к другу. Тайны тут нет: оба этих рода искусства взросли из одного зерна, вышли из одного лона — народного музыкальнопоэтического искусства.
    Подробнее
| Карта сайта |