Так полушутливо называли Карла Брюллова его друзья. Всех удивляла его энергия, точность и быстрота работы, неистощимая фантазия. Талант его проявлялся во многих сферах искусства. Еще в годы ученичества он писал декорации, эскизы театральных костюмов, занимался лепкой.
В первой половине XIX века русское искусство находилось у истоков сложных преобразований. В недрах Петербургской Академии художеств зарождалось новое поколение прогрессивно мыслящих художников. Им были тесны узаконенные античные каноны, их не могло уже увлечь копирование „гипсовых идолов” и бесконечное воспроизведение чисто религиозных сюжетов. Все более властно манила к себе действительность - полнокровная, многообразная. И не случайно Карл Брюллов, находясь в Риме, пишет напоенные солнцем и ликующей жизнью жанровые сценки.
Художник, видимо, и сам смущен, что его модели — юные и прекрасные итальянки, занятые своими повседневными заботами, отнюдь не отвечают требованию классического идеала. В своем письме в „Общество поощрения художников” молодой человек спешит оправдаться: „...я решился искать разнообразия в тех формах простой натуры, которые нам чаще встречаются и нередко даже более нравятся, нежели строгая красота статуй”.
Самая значительная работа художника - картина „Последний день Помпеи”, о которой Гоголь сказал, что „у Брюллова является человек для того, чтобы показать всю красоту свою”. В самом замысле — представить разбушевавшуюся стихию и трагедию людей - ощущается влияние новых, романтических идей в искусстве. Вместо условного героя показаны страдающие, гибнущие, но прекрасные в своем благородстве, самоотверженности люди.
Брюллов ушел из жизни в расцвете своего могучего таланта. Среди его многочисленных учеников и последователей были Тарас Шевченко (которого Брюллов помог выкупить из крепостной зависимости), П. Федотов, А. Агин. Они сумели воспринять все, что было прогрессивного в творениях учителя, и проложить дорогу грядущему реалистическому искусству второй половины XIX века.Художник был полон творческих планов. Однако если вдали от родины ему кроме „Последнего дня Помпеи” удалось написать такие шедевры, как „Итальянское утро”, „Итальянский полдень”, „Всадница” и многие другие, то, вернувшись в николаевскую Россию, он создал только две крупные картины: „Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году” и „Бахчисарайский фонтан”. |