Уникальные эскизы Рубенса

В 1621 г. французская королева Мария Медичи, вдова Генриха IV, приглашает великого фламандского художника Рубенса для украшения Люксембургского дворца в Париже.

Картины должны были прославить Марию Медичи и Генриха IV, с именем которого связан был мир в стране после длительных религиозных войн гугенотов и католиков.

В течение 1622—1625 гг. Рубенс несколько раз бывал во Франции, но картины писал в Антверпене. Всего в первую серию «Жизнь Марии Медичи» вошла 21 картина. Работа продолжалась три года. Иногда художника так торопили, что полотна невысохшими отправляли в Париж. Для выполнения столь грандиозных и многочисленных заказов Рубенс прибегал к помощи мастерской. Эскизы же картин созданы Рубенсом собственноручно. В них он проявил блестящее мастерство рисовальщика и живописца. В настоящее время пять эскизов этой серии находятся в Государственном Эрмитаже.

Особый интерес представляет эскиз «Коронации», очень близкий к самой картине. В отличие от других произведений Рубенса со множеством аллегорических фигур, в этой картине художник показывает историческое событие и реальных персонажей. Эскиз удивителен по колориту, где сочетаются черные, розовые, коричневатые и золотистые тона.

Другой, не менее значительной, серией великого фламандца являются эскизы для оформления Антверпена в 1635 г. к приезду нового наместника, испанского инфанта кардинала Фердинанда. Под руководством Рубенса создавались триумфальные арки, портики на улицах и площадях города. На нового наместника возлагались большие надежды. Фландрия была в бедственном положении из-за длительной войны с Голландией. От Фердинанда ждали победы или мира.

Рубенс был не только выдающимся живописцем, но и известным политическим деятелем, подлинным патриотом своей страны. Мир, которого Рубенс добивался как дипломат, нашел воплощение в аллегорических образах его сооружений.

В эскизе арки «Храм Януса» мы видим фурий, открывающих двери храма, из которых вырывается Ярость с мечом и факелом. (Во время мира двери храма Януса всегда закрыты.) Слева между колоннами изображены фигуры, олицетворяющие смерть, нищету и скорбь, а справа — изобилие, богатство, спокойствие.

Эскиз декоративного сооружения у моста Святого Иоанна представляет собой арку, в центре которой — бог торговли Меркурий, покидающий Антверпен, богиня города, с мольбой простирающая к нему руки, и бог реки Шельды со связанными ногами.

Впоследствии все эти сооружения были уничтожены, поэтому ценность эскизов, находящихся в Государственном Эрмитаже, особенно велика.

А. Побединская

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...
    Подробнее

Популярное


  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого.
    Подробнее
  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было.
    Подробнее
  • Музыка и поэзия. Немного истории

    Поэзия и музыка словно родились под знаком Близнецов. И хотя совершенно очевидно, что «рождение» этих искусств было вовсе не одновременным, оба означены постоянным тяготением друг к другу. Тайны тут нет: оба этих рода искусства взросли из одного зерна, вышли из одного лона — народного музыкальнопоэтического искусства.
    Подробнее
| Карта сайта |