Росписи Библиотеки Пикколомини |
Пинтуриккио - прекрасному рассказчику, тонкому декоратору и колористу, знатоку прямой перспективы - принадлежит живописный ансамбль соборной библиотеки Сиены (так называемой "Библиотеки Пикколомини"): десять сцен, которые повествуют о жизни и деяниях папы-гуманиста Пия II (Энео Сильвио Пикколомини - в миру).
Здание библиотеки пристроено к собору, туда можно попасть из левого его нефа. Как отметил Б. Р. Виппер, "впечатление, которое испытывает посетитель этой капеллообразной, узкой залы, принадлежит к самым сильным впечатлениям итальянского кватроченто".
Основой этого впечатления есть искусное и самое раннее преобразование архитектуры зала с помощью живописи, которая творит архитектуру воображаемую.
Первая очень проста: интерьер библиотеки прямоуголен, перекрыт сводом на распалубках, ребра у которых упираются в рельефные консоли, стены гладкие и лишь понизу обшиты дубовыми панелями.
Но вот вторая - великолепна. От каждой консоли Пинтурикко пустил вниз иллюзорные слоистые пилястры, которые украшены впервые примененными им гротесками, перекинул между ними такие же иллюзорные своды и арки, превратив две боковые и ближнюю торцовую стены в аркаду, обходящую зал и сливающуюся с реальным арочным обрамлением окон дальней торцовой стены.
Почти безличная архитектура зала ожила, преобразилась в единую систему одинаковых арочных пролетов: двух - на торцевой стене при входе, четырех - на каждой из боковых. В окнах просматривается небо Сиены, а сквозь иллюзорные пролеты рисуются то глубокие лоджии, то городские площади, то необозримые пейзажи, то просторные храмовые и дворцовые залы, наполненные множеством фигур, которыми как бы управляют ритмы этих разнообразных, но обладающих общей мерой и общим перспективным строем пространств. Впечатление замкнутого интерьера сохраняется, но его реальные стены будто раскрываются в новый миры, "раздвигаются и как бы наполняются свежим воздухом, в котором дышится легко".
"В этом чувстве свободного дыхания пространства, - заключает Виппер, - сказывается умбрийская природа искусства Пинтуриккио. Оно-то и делает из Пинтуриккио важного предшественника классического стиля, и в особенности Рафаэля".
|
| Карта сайта | |