Особенности голландской живописи XVII века |
История голландской нации только начинала писаться в XVII веке. Провинции Нижних Земель, то есть территории современных Бельгии и Нидерландов, подняли восстание против короля испанцев Филиппа II в 1570 году. В это время испанцы снова стали обладателями католических южных провинций, но семь северных провинций путем долгого сопротивления в 1609 году все-таки стали независимыми. Только что созданное государство было республикой и быстро добилось могущества. Его назвали Объединенными Провинциями, или Нидерландами. Такое могущество основывалось на баснословных богатствах, которые были накоплены воротилами, мореплавателями и купцами. На деньги, полученные от торговли пряностями из Ост-Индии, они сооружали себе особняки, которые находились вдоль каналов разных городов. Поэтому получилось так, что не королевский двор двигал и развивал голландского общества, а бюргерство, то есть слой практичных людей. Суровая форма кальвинистского учения в протестантстве было основной религией в Голландии, что объяснялось определенной терпимостью нации. Такие исторические особенности привели к отличию голландского искусства XVII от более ранних эпох. Так, декорирование молитвенных домов принималось кальвинистами как страшный грех, поэтому Нидерланды не отличались спросом на алтари, величественные потолочные и стенные росписи и роскошные скульптурные произведения, которые были так присущи католицизму. Также не очень популярными были огромные "дворцовые" полотна, так как Нидерланды это страна предпринимателей и торговцев. А у городского купечества мечты и вкусы были более приземленными. Им нужны были произведения, которые хоть какой-то степени отображали их привычный быт, сдержанность и тягу к нему. Такие особенности стали причиной появления в творчестве голландских художников нового вида реализма, который проявлялся в живописи: натюрмортах, портретах, пейзажах и интерьерах. Художники пытались избегать всего необычного в творчестве, изображая все самое обычное, простое, что окружало в повседневной жизни, с любовью. Это стало доказательством того, что даже самое простой может воодушевить на создание великого. Художники и заказчики имели одинаковые взгляды на жизнь и такие же принципы, такие полотна приобрели популярность во всех слоях общества. XVII век - это золотая эпоха голландской живописи. Большое количество полотен создавалось на заказ, так как заказчики точно знали, какой результат хотят получить. Но в то же время все чаще стали появляться картины, написанные на вкус и риск художника. Потом они продавались на рынках и ярмарках, в мастерских. Спрос на картины был высок, но и конкуренция между художниками не меньше. Чтобы обеспечить себе регулярные продажи, художники утверждались как мастера в каком-то одном жанре или сюжете. Примером могут служить такие художники, как Виллем Клас Хеда, который писал исключительно натюрморты, Виллем ван дер Вельде с его маринами и Ян ван Гойен, выбравший деревенские пейзажи. Популярными были портреты, церковные и домашние интерьеры, жанровые сцены, трактирные гуляния. Портреты всегда были актуальны, а голландские живописцы стали создателями многих прекрасных образцов, несмотря на необходимость быть основательными. А вот в групповых портретах допускалось немного больше ярких деталей. Гильдии и городские объединения с удовольствием заказывали такие полотна, которые их труды на холстах. Но популярность такого вида заказов не была гарантией успеха. Ведь все позирующие платили за портрет в равных долях и не хотели быть изображенными хуже, чем сосед, поэтому среди таких полотен действительно нечасто находились необычные и интересные. |
| Карта сайта | |