Октябрь и художники |
В начале сентября 1918 года в Москве в пустующей магазинной витрине появился первый плакат художника М. Черемныха, посвященный злободневным вопросам. Так возникло движение художников, получившее название «Окон Российского Телеграфного Агентства» или сокращенно «Окон РОСТА». А. Лавинский, И. Малютин, А. Левин и другие переводили последние известия, поступавшие прямо с телеграфной ленты, на язык изобразительной публицистики и сатиры. В пятом по счету «Окне» появились рисунки великого поэта революции В. В. Маяковского. Он без устали придумывал темы и стихотворные подписи к рисункам. Позднее поэт шутливо вспоминал, как уже за полночь ложился отдохнуть, подложив под голову вместо подушки полено, чтобы не проспать и успеть нарисовать рано утром ресницы белым генералам. «Окна сатиры» появились в Петрограде, на Украине, в Закавказье. Плакаты вывешивались на стенах зданий, расклеивались на солдатских вагонах, появлялись в окопах. Ведущими мастерами плаката были В. Дени и Д. Моор. 47 455 экземпляров — таков невиданно большой по тогдашним условиям тираж самого знаменитого мооровского плаката «Ты записался добровольцем?» Он был сделан в одну июньскую ночь 1920 года. На фоне строгого силуэта фабричных корпусов с дымящими трубами изображен рабочий в красной форме революционного бойца. В одной руке он держит винтовку, а другой требовательно указывает на зрителя, спрашивая его без обиняков, призывно и строго: а ты записался добровольцем в Красную Армию?! Сочетания красного, черного и белого цветов, которыми исполнен плакат, очень выразительны. В них переданы тревога и призыв к незамедлительному действию. Прошло несколько лет. Идеалы новой эпохи из научного предвидения стали реальностью. Художники начали создавать произведения, в которых запечатлевались обобщенные образы героев Октября, носившие в себе живые, неповторимые черты личности. В 1927 году в Десятую годовщину революции П. Шухминым была создана картина «Приказ о наступлении». На снегу выстроился отряд красноармейцев. Возле командира стоят комиссар и ординарец. Командир читает приказ о наступлении. Он стоит спиной к зрителю, и мы видим только его крепкую, кряжистую фигуру и энергичный жест руки, приподнятой в такт чтению. Зато к нам обращено умное и волевое лицо комиссара, лица солдат. Их больше десятка — крупным планом четко выписанных портретов, отличающихся индивидуальностью и богатством духовного мира. Вся композиция напоминает стальную пружину, которая вот-вот неотвратимо разожмется. Но художник доносит до зрителя и нечто совершенно иное, разрушающее представление о холодном механизме. Непреодолима воля этих людей, основанная на ясном понимании необходимости действия и благородстве тех идеалов, за которые сейчас пойдет в «последний и решительный» бой красный отряд. Через год на выставке появляется картина А. Дейнеки «Оборона Петрограда». Глядя на нее, невольно вспоминаешь строки «Левого марша» Маяковского. «Там, за горами горя — солнечный край непочатый. За голод, за мора море шаг миллионный печатай!» И действительно, живописец показывает, как трудно этим голодным и измученным людям, как сурова и опасна их жизнь. Но он запечатлел в образах и чувство душевного огня, кипящего в сердцах петроградских рабочих, решивших во что бы то ни стало отбросить от города — колыбели Октября, полчища белогвардейцев. Композиционно картина строится на контрасте двух групп — идущих вверху по мосту раненых, возвращающихся с фронта, и направляющихся к передовым рубежам битвы красногвардейцев, показанных в марше на первом плане. В емкой, лаконичной форме, четкой динамике силуэтов, линейных и цветовых ритмов А. Дейнека передает мужественный шаг красногвардейской колонны, обладающей такой силой — и зритель верит в это, — которую никакому врагу не побороть. Тогда же появляется одно из лучших произведений советского историко-революционного жанра — полотно К. Петрова-Водкина «Смерть комиссара». В отличие от некоторых живописцев, повествовавших о трагических моментах революционных битв, художник меньше всего стремится к изображению физических страданий главного персонажа своего произведения. Он показывает красоту, величие подвига человека высокой идеи, отдающего свою жизнь во имя счастья трудового народа. Но это утверждение не мимолетно и тем более не высокопарно. В картине Петрова-Водкина заключена сокровенная человечность, строго, во внешних проявлениях переживание огромной душевной силы. В пейзаже художник подчеркивает необычайный простор и величие земли, над которым раскинулось спокойное голубое небо. Даже какими-то странными не то всполохами, не то облачками кажутся разрывы снарядов. И мы чувствуем, что внутренне комиссар очень близок естественной и морально чистой жизни природы, величию и простоте мирного и вольного труда человека на ней. За это он и пошел воевать. За это он вел отряд вперед. Но случилось непоправимое. Пуля сразила комиссара. Он оседает на землю. Его последний взгляд окидывает землю и устремляется вслед за продолжающими атаку бойцами. Красноармеец поддерживает смертельно раненного товарища, а сам, как бы подчиняясь его последнему приказу-завещанию, уже приподнимается, чтобы присоединиться к наступающим. Еще две картины, созданные уже в тридцатые годы, в драматически напряженных сюжетах олицетворяют моральное и нравственное превосходство революционеров над своими врагами, их волю и историческую правду. В полотне «Клятва сибирских партизан» С. Герасимов показал вооруженных крестьян, прощающихся с павшим в бою с белогвардейцами и интервентами товарищем. Как реквием звучит склоняющееся над гробом и взвивающееся энергичными складками красное знамя. Через жесты и портретные характеристики С. Герасимов показывает единство всех изображенных и то, как каждый по-своему осознает правду революции и приходит к ней. Благороден серебристо-охристый колорит этого замечательного произведения. А в картине Б. Иогансона «Допрос коммунистов» мы встречаемся с поединком двух социальных групп, двух моралей. В центре комнаты, устланной богатым ковром, стоят в простых одеждах схваченные подпольщики, мужчина и женщина. А напротив — допрашивающие их белогвардейцы, кучка нравственных вырожденцев, взбесившихся от того что они оказались бессильны даже перед безоружными арестованными большевиками. Художник таким образом разместил фигуры в картине, так «приподнял» пол, что создалось зримо ощутимое впечатление «наступления» коммунистов, хотя их фигуры изображены статично. В послевоенные годы создается немало запоминающихся произведений, посвященных Октябрьской революции, продолжающих воссоздание образа Ленина — «Лениниану», начатую советскими художниками с первых лет революции. В 1956 году молодой художник П. Никонов написал картину «Октябрь». У костра на холодной осенней улице восставшего Петрограда греются революционные солдаты. В отблесках огня вырисовываются прекрасные, земные, одухотворенные лица. Вдали виднеется динамичный силуэт проходящего матросского патруля. Все в картине полно напряжения и энергии, волнующего переживания великого события. Ведь революция — звездные часы человечества. А через десять лет П. Никонов создал полотно «Штаб Октября», романтично и проникновенно запечатлевшее Ленина и его соратников-революционеров, рабочих, крестьян. Революция продолжается. И каждый год приносит ее новое отображение в искусстве. И. Купцов 1967 г. |
| Карта сайта | |