Никола Пуссен

Защита интересов нации, утверждение гражданских идеалов, доблести, высоких морально-этических норм, стремление к гармонии и торжеству разума, то есть достижение того, чего так не хватало в тот период французскому обществу, легли в основу нового направления — классицизма, создателем которого в живописи Франции во второй четверти XVII века стал Никола Пуссен (1594 — 1665).

 

Большая часть творческой жизни Пуссена прошла в Италии, где великий художник мог свободно работать вдали от французского королевского двора, с его вкусами и требованиями, чуждыми таланту мастера. Во время непродолжительного пребывания Пуссена в Париже, куда живописец приехал по приказу Людовика XIII (в 1640 — 1642 гг.), вновь подтвердилось его отрицательное отношение к господствовавшим при дворе установкам официального направления, утверждавшего напыщенную и пустую, но внешне эффектную и парадную живопись. Верный своим высоким идеалам служения обществу — воспитания средствами живописи благородства и героизма, сознания долга в людях — художник вновь покидает Францию, но до конца своей жизни остается связанным с родиной духовно, служит ей своим искусством.

 

Изучение античной культуры по многочисленным архитектурным и скульптурным памятникам, которые он видит в Риме, а также творений Рафаэля и других великих мастеров Италии, стремление постичь научные основы живописи, знакомство с анатомией, оптикой и т. д., размышления над принципами построения произведений классики, поиски совершенных форм выражения значительных и прогрессивных мыслен приводят Пуссена к разработке теоретических и практических основ классицизма. Не только многие приемы, но и сами образы заимствует Пуссен в классическом искусстве прошлого, в античной и христианской мифологии, в произведениях мастеров Возрождения.

 

Ю. Г. Шапиро

 

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...
    Подробнее

Популярное


  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого.
    Подробнее
  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было.
    Подробнее
  • Музыка и поэзия. Немного истории

    Поэзия и музыка словно родились под знаком Близнецов. И хотя совершенно очевидно, что «рождение» этих искусств было вовсе не одновременным, оба означены постоянным тяготением друг к другу. Тайны тут нет: оба этих рода искусства взросли из одного зерна, вышли из одного лона — народного музыкальнопоэтического искусства.
    Подробнее
| Карта сайта |