Леонид Иванович Соломаткин

Небольшие скромные картины Л. И. Соломаткина требуют вдумчивого рассмотрения.

Труден был жизненный и творческий путь этого самобытного художника. Леонид Иванович Соломаткин родился в 1837 г. на Украине в бедной семье. Рано осиротев, он жил среди чужих людей, не видя ласки; был подпаском, погонщиком, а затем, став чумаком, изъездил с обозами по чумацким трактам сотни и тысячи верст. По-видимому, здесь и родилось у него стремление зафиксировать в рисунках наиболее интересное, наиболее запавшее в душу.

С годами,— рассказывал позднее художник,— во мне пробудилась страсть к искусству,— не знаю, навеяна ли она красотами южной природы, или другой какой причиной, но только... и на возу чумака, и с ящиком разносчика на доках Николаева, я все думал или о красивых местностях, или передо мной рисовались сцены народной жизни моей родины».

Восемнадцатилетний Соломаткин отправился пешком в Москву, где 6 лет учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. 5 лет он провел затем в Петербургской академии художеств.

Первый успех принесла ему в 1864 г. картина «Городовые-христославы». С большой меткостью и острым юмором изображены в ней три подгулявших будочника, поющих оглушительными голосами и поздравляющих с праздником богатого купца. В. В. Стасов писал: «Во всем этом... столько комизма, разнообразной правды, что нельзя от всей души не радоваться на этот чудесный, свежий отпрыск федотовской школы».

С глубоким сочувствием, порой освещенным мягким юмором, изображал Соломаткин крестьянскую бедноту, маленьких обездоленных людей города — «Утро у трактира», «В погребке», «Пожар в деревне»... А созданные им образы купцов, помещиков, духовенства отмечены резко критическим отношением к ним автора. Уже первые произведения Соломаткина вызвали серьезное недовольство власть имущих.

Грустно-лирический характер носят картины Соломаткина о нелегкой жизни бродячих актеров, музыкантов — «Артисты на привале», «Странствующие музыканты», «По канату».

Жизнь Соломаткина прошла в нужде и лишениях. Среда, которую он воссоздавал, затянула его. Он умер, тяжело заболев, в возрасте 46 лет.

М. Эпштейн

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...
    Подробнее

Популярное


  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого.
    Подробнее
  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было.
    Подробнее
  • Музыка и поэзия. Немного истории

    Поэзия и музыка словно родились под знаком Близнецов. И хотя совершенно очевидно, что «рождение» этих искусств было вовсе не одновременным, оба означены постоянным тяготением друг к другу. Тайны тут нет: оба этих рода искусства взросли из одного зерна, вышли из одного лона — народного музыкальнопоэтического искусства.
    Подробнее
| Карта сайта |