Фаюмские портреты

Фаюмские портреты ЕгипетВ конце XIX - начале XX века при раскопках поселений в Фаюмском оазисе (Египет) археологи обнаружили живописные портреты I—III веков н. э., получившие по месту находки название фаюмских портретов. Они исполнены в технике темперы или восковой живописи (энкаустика) на тонких кипарисовых дощечках.

 

Одно из лучших собраний этих произведений принадлежит Государственному музею изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Оно поступило в музей вместе с замечательной коллекцией памятников культуры и искусства Древнего Египта, которую собрал профессор Московского университета В. С. Голенищев. Одним из первых он оценил подлинность фаюмских портретов и их высокие живописные особенности.

 

Фаюмские портреты - единственные уцелевшие образцы античной станковой живописи. В них своеобразно переплетаются черты духовной культуры двух цивилизаций - египетской и греко-римской. Их далекими предшественниками можно считать древнеегипетские маски с яркой раскраской или обильной позолотой, которыми закрывали лица мумий.

 

Вероятно, многие из фаюмских портретов были написаны с натуры, еще при жизни изображенных людей, и первоначально висели в комнатах богатых домов. Они представляют галерею необычайно живых и выразительных лиц, среди которых можно узнать египтян, греков, римлян, людей из стран Ближнего Востока. На нас смотрят бородатые мужчины, пожилые женщины, красивые юноши и мечтательные девушки. Эти портреты исполнены в технике восковой живописи: художник варил пчелиный воск в морской воде, добавлял в него смолу и смешивал с растертыми в порошок земляными красками, а затем, используя металлический стержень или кисть, наносил расплавленные краски на дерево. Широкими, свободными мазками он передавал ровный фон, прическу, складки одежды, а крепкие формы лица и головы лепил маленькими мазочками. Искусно передавая игру светотени, мастер достигал скульптурной выразительности лица. Звучные тона полупрозрачных восковых красок, сохранивших свежесть и поныне, создавали колористическое богатство, которое можно сравнить с возможностями масляной живописи, появившейся в Европе лишь в XV веке.

 

Б. Ривкин

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...
    Подробнее

Популярное


  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого.
    Подробнее
  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было.
    Подробнее
  • Музыка и поэзия. Немного истории

    Поэзия и музыка словно родились под знаком Близнецов. И хотя совершенно очевидно, что «рождение» этих искусств было вовсе не одновременным, оба означены постоянным тяготением друг к другу. Тайны тут нет: оба этих рода искусства взросли из одного зерна, вышли из одного лона — народного музыкальнопоэтического искусства.
    Подробнее
| Карта сайта |