Эдвард Мунк |
Скандинавское искусство переживало на рубеже Х1Х-ХХ веков невиданный взлет. Блестящая плеяда северян - писателей, композиторов, художников — заставила говорить о себе весь мир. Имена Г. Ибсена, К. Гамсуна, Э. Грига, А. Стриндберга, А. Цорна стали известны многим. Норвежский живописец Эдвард Мунк - явление столь же яркое и своеобразное.
Он родился в 1863 году и прожил долгую жизнь. Его молодость совпала с увлечением широких кругов европейских художников французским реализмом середины XIX века, его зрелость с уходом многих ведущих художников Европы в мистику и символизм, со сложением стиля „модерн”. Необычайно своеобразное творчество Мунка, живописца, рисовальщика, гравера, как бы вобрало в себя всю противоречивость и сложность искусства на рубеже веков.
Путь художника не был легким. Сначала - неприятие его критикой, зрителями в Осло и Берлине, затем - признание в Германии и лишь потом -в Скандинавии. В 1900-х годах в Германии зарождался экспрессионизм - одно из ведущих течений искусства XX века.
Именно Эдвард Мунк стал одним из его зачинателей. Он с огромной выразительностью раскрыл боль и тоску одиночества, бессилие человека в буржуазном мире. Современники недаром назвали одно из полотен мастера „криком времени”. Только в зрелые годы он находит для себя более гармоничное разрешение мучивших его вопросов.
А как оценила искусство Э. Мунка русская художественная общественность? Заинтересованно, если учесть, что русский собиратель М. А. Морозов, обладавший безупречным чутьем, в 1903 году приобрел его полотно „Белая ночь”. Простой, опробованный многими художниками мотив - озеро, девушки на мосту. Но воплощено это иначе, чем мастерами предыдущего поколения. Пепельно-серый, рассеянный свет белых ночей „съедает” разнообразие оттенков, сводит формы к крупным массам. Чуть призрачны, нереальны кажущиеся особенно большими кроны деревьев, дома, таинственны отражения на озерной глади. Но, странное дело, краски, будто собранные в большие, распластанные по плоскости холста цветовые пятна, очень живо передают реальные предметы. Принцип плоскостности не мешает подчеркнуть певучесть линий, силуэтов. Такое понятие, как „музыка силуэтов”, оказалось накрепко связано с именем этого живописца.
Пейзаж Мунка — это не просто картина природы, а прежде всего обобщение: результат его видения, его настроения. В этом мире тишины и покоя художник открывает нам нечто значительное, завораживающее, возвышающее его над обыденностью. Он показывает момент полного слияния человека с природой в единое одухотворенное целое. Гармония эта извечна, как бы говорит художник.
В. Тарасов |
| Карта сайта | |