Жан-Жак Руссо

Жан-Жак Руссо (1712—1778) родился в Женеве в семье часовщика, рано лишился матери, а с 10 лет был покинут отцом. В детстве страстно увлекался чтением—любимым писателем его был Плутарх.

Учился в частном пансионе близ Женевы, после служил переписчиком у секретаря суда, а затем был учеником гравера. В 1728 г. покинул Женеву и начал вести скитальческую жизнь; служил лакеем, готовился в священники, преподавал музыку, одно время пользовался покровительством некоей госпожи де Варен. в имении которой жил. При всем том Руссо находит время для серьезных занятий литературой, музыкой, философией, естествознанием, изучает Декарта, Мальбранша, Локка.

В 1741 г. Руссо переселяется в Париж, но вскоре отправляется в Венецию секретарем французского посланника. По возвращении сближается с литературными кругами (Мариво, Кондильяк, Дидро). В 1749 г. Руссо пишет работу «Рассуждения о науках и искусствах» на конкурсную тему Дижонской академии: «Содействовало ли развитие наук и искусств развращению или очищению нравов». Это сочинение, в котором Руссо выступил с осуждением культуры, создало ему широкую известность. Дальнейшему развитию своих взглядов Руссо посвятил «Рассуждения о происхождении и основе неравенства среди людей» (1755). Основа неравенства, по мнению Руссо,— в частной собственности; современному испорченному человеку он противопоставляет первобытного «естественного» человека. В 1756 г. Руссо удаляется из Парижа, сначала он живет в поместье госпожи д’Эпине, жены генерального откупщика, затем у маршала Люксембургского. Здесь он пишет «Новую Элоизу», «Письма о зрелищах», «Общественный договор», «Эмиль, или о воспитании».

Вышедший в 1762 г. «Эмиль» был осужден Сорбонной и сожжен по постановлению парламента, а сам Руссо должен был бежать из Франции.

В последующие годы он живет в Невшателе (Швейцария), затем поселяется в Англии; в 1770 г. возвращается в Париж. Он удаляется от общества, пишет автобиографическое сочинение «Исповедь».

Умер Руссо в Эрменонвилле 2 июля 1778 г.

По своим общественно-политическим взглядам Руссо один; из наиболее радикальных французских мыслителей XVIII в. Он отстаивает принципы народовластия, критикует институт частной собственности; но в то же время выступает с идеализацией патриархально-первобытных отношений, отрицая современную ему цивилизацию. Органически связаны с общим миросозерцанием Руссо его культ природы и предпочтение «чувства» «разуму». Основатель французского сентиментализма. Руссо оказал огромное влияние на мировую литературу. Политические доктрины Руссо были восприняты якобинцами.

Произведения Руссо переводились на русский язык неоднократно. Лучшие переводы: «Новая Элоиза», перевод П. Кончаловского, 1892; «Исповедь», перев. М. Розанова, 1935. О Руссо см. Д. Морлей, «Руссо», перев. Неведомского, 1881. М. Н. Розанов, Ж.-Ж. Руссо и литературное движение конца XVIII в. и начала XIX в. на Западе и в России, 1910.

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...
    Подробнее

Популярное


  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого.
    Подробнее
  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было.
    Подробнее
  • Музыка и поэзия. Немного истории

    Поэзия и музыка словно родились под знаком Близнецов. И хотя совершенно очевидно, что «рождение» этих искусств было вовсе не одновременным, оба означены постоянным тяготением друг к другу. Тайны тут нет: оба этих рода искусства взросли из одного зерна, вышли из одного лона — народного музыкальнопоэтического искусства.
    Подробнее
| Карта сайта |