Христиан-Фридрих-Даниель Шубарт "Вечный жид"

 Максим Горький следующим образом характеризует возникновение легенды о «Вечном Жиде»: «В хаосе событий, вызванных неудачным концом крестовых походов, в душевном хаосе людей Европы, которые много видели, чувствовали и страдали в борьбе с Востоком и, естественно, стремились превратить жизнь духа в образы, картины, песни и легенды, — возникло предание об Агасфере — «Вечном Жиде».

Суть предания такова: Когда Христос шел на Голгофу, неся на своем плече тяжелое дерево, на котором римляне должны были распять его, он, усталый, изнемогая под тяжестью, обратился к одному еврею, прося помочь ему нести крест.

— Иди, иди, у меня нет времени! — ответил еврей.

Тогда Христос сказал ему:

— Иди же и ты, иди до поры, пока я не возвращусь!

И с того времена Агасфер ходит по земле, не зная ни болезней, ни смерти.

В 20-й главе Корана говорится, что некий Самирий, поставивший в пустыне изображение золотого тельца, дабы возвратить евреев из Египта идолопоклонству, — тоже был наказан за это вечной жизнью...

Есть еще легенда о воине Каргофиле, римлянине, привратнике Пилата: когда осужденный на смерть Христос шел мимо дворца Пилата, Каргофил толкнул его, сказав:

— Иди, не медли!

Христос ответил ему:

— Я иду, но ты будешь ждать возвращения моего!

Из этих и подобных легенд сложилась, наконец, красивая и жуткая легенда о человеке, который извечно ходит по земле, бессмертно живет среди людей, являясь свидетелем их заблуждений и ошибок, радостей и горя, глупости и зверства». (Предисловие к книге «Легенда об Агасфере — Вечном Жиде», поэмы Шубарта, Ленау и Беранже, Петербург 1919, стр. 37-39.)

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...
    Подробнее

Популярное


  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого.
    Подробнее
  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было.
    Подробнее
  • Музыка и поэзия. Немного истории

    Поэзия и музыка словно родились под знаком Близнецов. И хотя совершенно очевидно, что «рождение» этих искусств было вовсе не одновременным, оба означены постоянным тяготением друг к другу. Тайны тут нет: оба этих рода искусства взросли из одного зерна, вышли из одного лона — народного музыкальнопоэтического искусства.
    Подробнее
| Карта сайта |