Великий маленький человек

Кому на свете неизвестен маленький человек Чарли, его кургузый пиджак и лоснящийся котелок, его спадающие штаны и курносые ботинки?

Кто не потешался над его квадратными усиками и густыми подвижными бровями, кто не грустнел, заглянув в его большие добрые глаза?

Комик Чарли ЧаплинВ десятках комедий, поставленных Чаплином, бродяжка Чарли ожесточенно боролся за существование: слабый, доверчивый, беззащитный, он мог быть и ловким, упорным, даже коварным. Он не только оборонял себя, но и защищал слабых, наказывал порочных. За что только ни брался Чарли: он был и банкиром, и маляром, и попрошайкой, и полицейским, и механиком, и батраком.

Раскачиваясь, как утка, и широко разворачивая носки, он брел по дорогам Америки, встречая тысячи несправедливостей и невзгод, но не унывал, борясь за добро, наивный, беспомощный и бесстрашный, как ребенок. Ребенок с печальными глазами мудреца.

С каждой новой ролью образ Чарли становился многограннее и человечнее, палитра актера обогащалась, сюжеты фильмов усложнялись, а трюки становились осмысленнее и острей. И, главное, усиливалось ощущение необоримой человечности, гуманистического достоинства, самоотверженной доброты Чарли. И эта человечность побеждала в жестоких схватках со стяжательством и авантюризмом в „Золотой лихорадке”, с ханжеством и мещанством в „Пилигриме”, с обезьяньим бездушием в „Цирке”, с пьяной тупостью богатства в „Огнях большого города”, с машинной мертвечиной в „Новых временах” - словом, со всеми пороками буржуазного общества. Росли социальная значимость, идейная сила, разоблачительный пафос комедий4 Чаплина, поднявшегося в „Великом диктаторе” до открытого обличения фашизма.

С усложнениями идейных задач, с поисками выразительных средств обогащался и образ, созданный Чаплином. В „Месье Верду”, „Огнях рампы”, „Короле в Нью-Йорке” действуют разные люди. Но всегда в них просвечивают чаплиновская ирония и человечность, презрение ко лжи и насилию.

Художник-гуманист и демократ, Чаплин испытал на себе жестокость американской действительности. Проработав в Соединенных Штатах Америки около полувека, прославив американское кино, Чаплин вынужден был навсегда покинуть эту страну, заплатившую ему газетной травлей и административными преследованиями.

 

Р. Юренев, доктор искусствоведения

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...
    Подробнее

Популярное


  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого.
    Подробнее
  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было.
    Подробнее
  • Музыка и поэзия. Немного истории

    Поэзия и музыка словно родились под знаком Близнецов. И хотя совершенно очевидно, что «рождение» этих искусств было вовсе не одновременным, оба означены постоянным тяготением друг к другу. Тайны тут нет: оба этих рода искусства взросли из одного зерна, вышли из одного лона — народного музыкальнопоэтического искусства.
    Подробнее
| Карта сайта |