Театр в Болгарии

В 1856 году в Шумене (ныне Коларовград) состоялось первое в Болгарии театральное представление. Это была комедия «Михал-Мышеед», написанная деятелем эпохи болгарского Возрождения Саввой Доброплодным.

 Почти в то же время в придунайском городе Ломе была поставлена нашумевшая пьеса Гебеля «Многострадальная Геновева».

Эти два события стали днем рождения болгарского театра.

Возникшее в мрачные годы пятивекового турецкого рабства, болгарское театральное искусство было верным велению времени — служить народу. Ему посвятили свои силы лучшие болгарские революционеры — сельский учитель Бачо Киров Петров, отец болгарского театра, драматург Добри Войников и многие другие.

После освобождения страны от турецкого владычества в 1878 году молодую национальную культуру возглавили высоко одаренные люди, упорно боровшиеся за повышение художественного уровня болгарского театра. Расцветал могучий талант поэта, романиста, рассказчика, театрального критика и драматурга Ивана Вазова, одновременно сними несколько позднее начали писать для театра Антон Страшимиров, Петко Тодоров, Пею Яворов, Рачо Стоянов, Ст. Л. Костов, Йордан Иовков. На театральную сцену пришли романтик Василь Кирков — блестящий интерпретатор Гамлета, князя Нехлюдова, Карла Моора и Фердинанда; реалист Крыстю Сарафов — создатель незабываемых образов Федора Протасова, Големанова, Фальстафа и Тартюфа; Савва Огня-нов, с предельной четкостью воссоздавший образы Вурма, Рогожина, Франца Моора, и Наполеона; всходила звезда трагической актрисы Адрианы Будевской, столь ярко воплощавшей на сцене образы Офелии, Норы, Магды, Маргариты Готье.

Театральное дело разрасталось. Помимо Софии в стране открылось еще 13 театров, появилось множество странствующих групп, составленных из крупных артистов и близких к борьбе народа своим репертуаром и идейной направленностью. Из них особого внимания заслуживают труппы «Народная сцена», «Новая сцена» и другие, возглавляемые Георгием Костовым, которые в самые тяжелые годы антифашистской борьбы оставались верными прогрессивным идеям.

Сентябрь 1944 года произвел великий исторический и политический переворот в жизни болгарского народа.

Избавившиеся от гнета трудящиеся нуждались в новых пьесах, отражающих их борьбу за социальную справедливость, строительство радостной жизни, светлые перспективы завтрашнего дня. Так, непосредственно после победы народа в 1944 году, родилась и новая драматургия.

Активный участник подпольной борьбы партии писатель Крум Кюлявков написал пьесу «Борьба продолжается», в которой воскресил некоторые насыщенные драматизмом

страницы антифашистской борьбы. В постановке Софийским народным театром этой первой революционной пьесы участвовал выдающийся болгарский актер Крыстю Сарафов, чье исполнение роли старого Леона является одним из значительнейших достижений его сценического творчества.

Революционной теме посвятил свои произведения целый ряд драматургов. Известный беллетрист и мастер рассказа Орлин Василев написал пьесы «Тревога» и «Счастье», в которых нравственные проблемы времени переплетаются с судьбами героев; пьеса «Разведка,» публициста Лозана Стрелкова остро трактует напряженный сюжет.

Следующую пьесу — «Незабываемые дни» он посвящает памятным дням, предшествовавшим народному восстанию 9 сентября. С новыми произведениями, отражающими движение сопротивления, выступили писатели Андрей Гуляшки («Болото»), Тодор Генов («Вера»), Иван Дончев («Серебряный перстень»), Иван Аржентинский («Любовь, которая сжигает» — биографическая повесть о трагически погибшем народном генерале Владимире Заимове), Иван Пейчев «Каждый осенним вечером») и другие.

К теме недалекого, полного классовых противоречий прошлого обратился и известный поэт Камен Зидаров в одном из лучших современных драматических произведений — «Царская милость». Эта драма, отличающаяся стройностью композиции и выпуклой обрисовкой персонажей, ставилась почти во всех болгарских театрах. Впоследствии Камен Зидаров написал с присущей ему глубиной новую пьесу — «За честь погона». Артист Никола Икономов талантливо драматизировал популярный роман Крума Велкова «Село Борово», создав динамический рассказ о первом в мире антифашистском восстании — героическом Сентябрьском восстании 1923 года. Тревожным ночам того времени, пожарам, расстрелам посвящена и драматизация романа Антона Стра-шимирова «Хоро», и драматическая поэма Славчо Красинского «Белые ночи».

С большим драматургическим чутьем писатель Александр Хаджихристов драматизировал известное произведение Георгия Караславова «Сноха». В этой драматизации нашел отражение классовый конфликт между сельской беднотой и имущим классом. Пьеса шла с большим успехом в театрах страны.

Немало авторов посвятили свои произведения нашей новой действительности. Крум Кюлявков написал комедию «Борсановы», Орлин Василев порадовал зрителей пьесой «Любовь», один из героев которой — Димо Найденов представляет яркий тип современного положительного героя; Георгий Караславов в своей комедии «Камень в болоте» затрагивает актуальные вопросы жизни трудовых кооперативных земледельческих хозяйств; Ст. Ц. Да-скалов в «Переломе» описал становление кооперативной болгарской деревни; жизнерадостной деревенской молодежи посвятил свою комедию в стихах «Деревца цветут» Славчо Красинский.

Что же показывает сухая статистика юбилейного театрального сезона 1958 — 1959 годов в связи с 15-летием со дня победы народа? Она отмечает, что на сцене 41 театра страны (15 лет назад их было всего 13) шло 68 болгарских пьес, из которых 22 — пьесы из нашего драматургического наследства, 5 — драматизированные литературные произведения и 41 — пьесы современных авторов. Факт повышенного внимания наших писателей к театру более чем показателен.

Наряду с утверждением новой национальной драматургии болгарский театр не остался в стороне и от крупных произведений мировой классики и драматургии нашего времени. Для него характерно разнообразие репертуара, созвучного духовным запросам нового зрителя.

Большое место в репертуаре театров последних пятнадцати лет заняли произведения русской классической и советской драматургии. Болгарские зрители восхищаются произведениями Грибоедова, Гоголя, Островского, всегда с радостью встречают постановки чеховских пьес и горячо аплодируют горьковским пьесам.

Из новой советской драматургии были поставлены пьесы Вс. Иванова, Вс. Вишневского, К- Тренева, Л. Леонова, К. Симонова, Л. Афиногенова, Б. Лавренева, А. Корнейчука, А. Арбузова, Л. Славина, М. Светлова, Софронова и т. д.

Западная классическая и современная драматургия представлена на сцене произведениями выдающихся авторов. Глубокий интерес нашей публики и творчеству Шекспира обусловил постановку целого ряда его пьес. На сцене также пьесы Лопе де Вега, Карло Гольдони, Фридриха Шиллера, произведения Кальдерона, Бен Джонсона, Оскара Уайльда, Ибсена, Шоу, Караджале, Нушича и других.

На сцене театров страны ставятся также произведения современных авторов: Ф. Вольфа, Бертольда Брехта, А. Запотоцкого, Л. Кручковского, Аурела Баранги, Л. Хельман, Р. Неша, Г. ^Вайценборна, Г. Фигейредо, Бенедетти, Эдуардо де Филиппо, А. Касона и т. д.

Прочная связь театра с современной прогрессивной драматургией, отстаивающей право человека быть человеком, направляет его развитие по общей восходящей линии мирового реалистического театра, частью которой является и болгарский театр.

Истекшие пятнадцать лет бесспорно свидетельствуют о высокой художественной требовательности театра, о требовательности в подборе репертуара, в режиссерской трактовке проблем, в актерской интерпретации образов. Благодаря этому были созданы спектакли, значительно продвинувшие вперед развитие болгарского театра.

Воспитанник Московского Художественного театра, последователь Станиславского и Немировича-Данченко, народный артист Николай Осипович Массалитинов работает в Болгарии режиссером с 20-х годов. Он во многом помог развитию нашего реалистического театрального искусства. С мастерством настоящего художника он создал десятки волнующих постановок, лучшие из которых — «Враги», Горького, «Московский характер» Софронова (совместно с Ф. Филипповым), «Три сестры» Чехова.

 Расцвел яркий талант режиссера Филиппа Филиппова, эмоциональность, теплота и непосредственность которого обеспечили успех его постановок «Волки и овцы» Островского, «Двенадцатая ночь» Шекспира, «Голос Америки» Лавренева, «Огненный мост» Романова и, в особенности, «Мать своих детей» Афиногенова. Публика высоко оценила четкую режиссерскую работу заслуженного артиста Боя-на Дановского, осуществившего постановку «Бронепоезда 14 — 69» Вишневского, «Как вам это понравится» Шекспира, «Молодой гвардии» Фадеева, «Счастья» Василева, «Лжи на длинных ногах» де Филиппо, «Егора Булычова и других» Горького.

Тонкий эстетический вкус режиссера Крыстю Мирского проявился и поставленных им пьесах «Сноха» А. Хаджихристова (по роману Г. Караславова), «Любовь» Орлина Василева, «Мария Стюарт» и «Дон Карлос» Шиллера. Режиссер Стефан Сырчаджиев создал на сцене ряд ярких спектаклей — «Фуэнте Овехуна» Лопе де Вега, «Ромео и Джульетта» Шекспира, «Село Борово» Николы Икономова (по роману К. Величкова), а в постановке «У подножия Витоши» П. К. Яво-рова показал большую глубину режиссерской трактовки пьесы. В театрах страны работает много талантливых режиссеров, способствующих своим творчеством расцвету театрального искусства.

Говоря о развитии нашего театра за истекшие пятнадцать лет, нельзя не упомянуть о сценической деятельности в Болгарии народных артистов РСФСР Николая Петрова и Бориса Бабочкина, чьи постановки — «Машенька» Афиногенова, «Памятные встречи» Утевского, «Молодой человек» Мдивани, «Лейпциг-1933» Компанейца и Кронфельда, «Разлом» Лавренева и особенно «Дачники» Горького — превратились в праздники болгарского театра. Интересным событием 1958 года явился спектакль «Антигона» Софокла в постановке гостя нашей страны греческого режиссера Такиса Музенидиса.

Болгарский театр воспитал немало талантливых мастеров сцены. Нельзя не отметить замечательных перевоплощений на сцене Крыстю Сарафова (проф. Окаемов в «Машеньке», Фамусов в «Горе от ума» и Егор Булычов в «Егоре Булычове и других»). Поразительным мастерством театрального рисунка отличаются образы, созданные нашими актерами: Арбенин артиста Владимира Трендафилова («Маскарад»;, Берсенев народного артиста Г. А. Ста-матова («Разлом»), Юрталан народного артиста Петра Димитрова («Сноха»), Хаджи См ион Петко Атанасов («Под игом»), Ирина Родионова народной артистки Невяны Буюклиевой («Царская милость»), Фекла Ивановна народной артистки Марты Поповой («Женитьба»), сэр Эндрыо Эгчик народного артиста Константина Кисимова («Двенадцатая ночь»), Нина народной артистки Зорки Иордановой («Маскарад»), Лагутина заслуженной артистки Ружи Делчевой («Мать своих детей»), Димо Найденов заслуженного артиста Николы Попова («Любовь»), Фердинанд заслуженного артиста Николы Икономова («Царская милость»), Габыр Димитра Стратева («Деревца цветут»), Мальволио заслуженного артиста Николы Балабанова («Двенадцатая ночь»), Гина Маргариты Дупариновой («Сноха»). Ведерников Апостола Карамитева («Годы странствий»), Мила Славки Славовок («У подножия Витоши»), Нора Милы Павловой («Кукольный дом») и еще многие другие.

В деле усиления болгарского народного театра молодыми многообещающими талантами серьезная роль принадлежит Высшему институту театрального искусства имени Крыстю Сарафова, студенты которого имеют все условия для успешной учебы — прекрасное здание с аудиториями, учебными сценами и специальным учебным театром, где регулярно организуются спектакли с участием выпускников института. Со времени основания института прошло десять лет. За эти годы он выпустил многих молодых и талантливых работников театра — артистов, режиссеров и театроведов.

Пятнадцать лет — очень короткий срок в жизни народа, особенно в истории его культуры. Но для нас эти пятнадцать лет были значительным этапом, этапом глубоких социальных и духовных перемен. Новый человек, труженик социализма, становится главным героем драматургии.

1959 г.

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...
    Подробнее

Популярное


  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого.
    Подробнее
  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было.
    Подробнее
  • Музыка и поэзия. Немного истории

    Поэзия и музыка словно родились под знаком Близнецов. И хотя совершенно очевидно, что «рождение» этих искусств было вовсе не одновременным, оба означены постоянным тяготением друг к другу. Тайны тут нет: оба этих рода искусства взросли из одного зерна, вышли из одного лона — народного музыкальнопоэтического искусства.
    Подробнее
| Карта сайта |