Александрия - город особенный: это ворота Африки и вместе с тем - один из самых древних городов Средиземноморья. Каждый, кто хотя бы в общих чертах знаком с историей, наверняка слышал о знаменитой библиотеке Александрии, о первом в мире морском маяке, стоявшем у входа в Александрийский порт, об Антонии и Клеопатре, о высадке Наполеона в Египте.
И вместе с тем... Вот цитата из одного путеводителя для туристов: "От былого великолепия в Александрии не осталось ничего. Есть колонна, называемая помпейской, - все, в сущности. Город, овеянный дыханием большой истории, ничего не может показать многочисленным толпам туристов".
В центре города, недалеко от вокзала, находится холм Ком эль-Дик. На нем задумали построить оперный театр. Однако, прежде чем приступить к строительству, решили провести раскопки холма, чтобы узнать, не скрывают ли его недра памятники древности. Итак, раскопки начались. Прежде всего археологи наткнулись на стены огромных римских терм прекрасной сохранности. Сохранились печи, на которых подогревалась вода, сохранилась водопроводная система, специальные устройства для доставки свежей воды, подачи подогретой и спуска использованной воды.
Однако старые термы не были той сенсацией, которой с нетерпением ожидал город. День строительства Александрийской оперы приближался. Но археологов не покидала уверенность, что холм не раскрыл еще своей главной загадки. Работы продолжались. И в 1963 году тяжелый труд на протяжении многих месяцев увенчался успехом, и каким! В глубине холма было найдено огромное, великолепно сохранившееся здание - амфитеатр времени греко-римского владычества. Два тысячелетия тому назад арена амфитеатра служила для театральных представлений. Амфитеатр мог вместить самое меньшее пять тысяч зрителей.
Было решено отказаться от постройки оперного театра на этом месте. Египтяне полагают, что после окончания раскопок и реконструкции амфитеатра он будет использован для спектаклей и концертов так же, как используются с этой целью античные театры на Акрополе в Афинах и в Баальбеке в Ливане.
"Swiat", 1964 г., №7.
|