Подвиг Станиславского и Немировича-Данченко.

Вплотную заняться оперной режиссурой Станиславскому и Немировичу-Данченко довелось лишь после 1917 года. В конце 1918 года известная киноактриса и революционерка Елена Константиновна Малиновская, назначенная управляющей академическими театрами, поставила своей задачей поднять постановочную культуру оперных спектаклей.

Для этой цели она пригласила в Большой театр руководителей Московского Художественного театра.
Немирович-Данченко занял пост председателя коллегии по руководству Большим театром и приступил к постановке оперы "Снегурочка" Римского-Корсакова. А Станиславский, убежденный, что обновить спектакли такого оперного гиганта с устоявшимися традициями, как Большой театр, путем подчисток и доделок невозможно, решил помочь делу "косвенным" путем - он создал при театре студию, где певцы, преимущественно молодые, учились драматическому искусству, начиная с азов.

Вскоре и Немирович-Данченко отказался от постановки оперы в Большом театре и создал свою Музыкальную студию из актеров, хористов и оркестрантов Художественного театра. Со временем обе студии превратятся в самостоятельные оперные театры, а потом сольются в один коллектив - Московский Академический Музыкальный театр имени народных артистов СССР К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.

Последовательно и целеустремленно проводил Станиславский оперную реформу, обучая студийцев жизненно правдивому существованию в роли.

Нужно было певцу воспитать в себе способность жить в образе жизнью человеческого духа - не представлять чувства, обозначенные в музыке, а действовать на сцене - обоснованно, целесообразно и продуктивно. Именно на активном, осмысленном действии и основано искусство актера.

После долгих упражнений по своей "системе" Станиславский привел певцов-актеров к органическому существованию в обстоятельствах, предложенных композитором и либреттистом.

Услышать в звуковой картине, написанной композитором, заключенное в ней действие - физическое и словесное - и превратить в картину зрительную - такую задачу ставил Станиславский перед певцами, режиссерами и художниками, работающими над оперными спектаклями.

Атмосферу поэзии, высокой лирики создавали не только музыка и исполнители, но и оформление спектакля. На работу художника Станиславский обращал такое же внимание, как и на все остальное.

Учебный спектакль "Евгений Онегин" ставился в доме Станиславского. Большой зал был разделен на две неравные части аркой с четырьмя мраморными колоннами, поставленными архитектором еще в пушкинские времена, когда строилось здание. Эти колонны режиссер использовал как основу оформления для всех картин оперы. Небольшие живописные дополнения превращали их то в террасу Лариных, то в альков, где стояла кровать Татьяны, или в садовую беседку, где Онегин читал девушке свою отповедь. В сценах бала колонны являлись естественным украшением залов в помещичьем доме и во дворце, а в картине дуэли они были замаскированы чехлами с древесной корой и походили на стволы сосен, запорошенных снегом.

Когда опера "Евгений Онегин" была перенесена из студийного зала на большую сцену, оформление не изменилось, и четыре "онегинские" колонны стали эмблемой Оперного театра имени К. С. Станиславского, как некогда чеховская чайка в Художественном театре.

Этим внешне непритязательным спектаклем, но волнующим искренними человеческими чувствами, гармонией всех частей, Станиславский во многом определил дальнейшие пути оперного театра.

Режиссер поставил немало спектаклей в Оперном театре своего имени. Все они были сделаны на долгие годы. И было бы неверным считать, что Станиславский добивался только правдивого существования исполнителей на музыкальной сцене. Когда это было необходимо, он находил неожиданные постановочные решения. Например, в "Пиковой даме" Чайковского - появление призрака умершей графини в казарме. Обычно режиссеры выводят исполнительницу на сцену в саване, со свечой. Она появляется из стены или влетает в окно. Часто это выглядит по-бутафорски нелепо и вместо ужаса вызывают смешки в зрительном зале.

Станиславский отказался от появления призрака графини. Тот возникает в воспаленном мозгу Германа. Со словами "Нет, я не выдержу" герой бросается к двери. Стоящая за ним свеча отбрасывает на стену тень Германа. Накинутый на плечи плащ делает ее похожей на силуэт графини в саване. Герман в ужасе отступает к столу, на котором - свеча. Тень растет, делается угрожающей. Смятение героя передает музыка. И три карты Герман называет сам. Они рождаются в его больном воображении. Сцена решена предельно правдиво и в то же время приобрела символический смысл.

Творческие принципы Станиславского развивал его соратник по театральной реформе Владимир Иванович Немирович-Данченко. Он так же искал человеческое в музыке, боролся за театр Музыкального Актера. В любой постановке своей музыкальной студии режиссер стремился к гармонии всех частей, к единству видимого и слышимого на сцене.

Режиссерские поиски Немировича-Данченко вдохновляла музыка. Он добивался, чтобы верное существование актера-певца в образе не искажало партитуру автора.

Немирович-Данченко в Музыкальном театре, как и во МХАТе, много внимания уделял современному репертуару. Режиссер ставит оперы "Северный ветер" Льва Книппера, "В бурю" Тихона Хренникова.

В 1934 году Немирович-Данченко выпускает премьеру оперы "Катерина Измайлова" Дмитрия Шостаковича.
Немирович-Данченко поставил "Катерину Измайлову" как трагедию с сильными, почти шекспировскими страстями, стремясь разоблачить жестокий смысл существования людей-собственников.

Заботясь о художественном единстве, Немирович-Данченко подсказал художнику образное решение декораций и костюмов.

Немирович-Данченко старался приблизить обстановку дома Измайловых к реальности. Никакого запутанного лабиринта лестниц и жилья. Каждая картина происходит в отдельной комнате с низкими давящими потолками, до отказа набитой добротной мебелью, иконостасами, огромными кроватями и диванами.
Все это должно было создавать образ золоченой клетки, уродливого гнезда стяжателей. В такой обстановке неизбежны преступления, неотвратима трагедия. Подобное оформление спектакля более точно передавало драматический нерв партитуры Шостаковича.

Великие создатели Московского Художественного театра опирались в своей реформе оперного искусства на достижения корифеев музыкальной сцены, боровшихся за неразрывный синтез всех элементов в опере. Их требования вытекали из самой основы оперы, как произведения синтетического, где музыка играла ведущую роль.

Л. Тарасов.

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...
    Подробнее

Популярное


  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого.
    Подробнее
  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было.
    Подробнее
  • Музыка и поэзия. Немного истории

    Поэзия и музыка словно родились под знаком Близнецов. И хотя совершенно очевидно, что «рождение» этих искусств было вовсе не одновременным, оба означены постоянным тяготением друг к другу. Тайны тут нет: оба этих рода искусства взросли из одного зерна, вышли из одного лона — народного музыкальнопоэтического искусства.
    Подробнее
| Карта сайта |