Кинематограф Болгарии |
Первый болгарский художественный фильм «Галантный Болгаран» был создан Василем Гендовым в 1910 году. Позднее Гендов осуществил ряд фильмов в жанре тогдашних комиксов и мелодрам, в которых пытался поставить и некоторые социальные проблемы. Первые кинематографисты являлись, пожалуй, какими-то не отчаивающимися донкихотами, трогательными своим энтузиазмом и бедностью, людьми-мечтателями, людьми, строящими большие планы. Но эти планы неизменно рушились. Кредиторы, поняв, что имеют дело с фантазерами, неспособными состязаться с солидными конкурентами Запада, отказывали им в средствах. Как современное искусство болгарская кинематография родилась в условиях народно-демократического строя. Организованная на государственных началах, она за короткое время выросла,окрепла, приобрела любовь миллионов зрителей и завоевала ряд международных премий. Большинство кадров кинематографистов закончили киноинституты в СССР, Чехословакии и Польше или же получили квалификацию у выдающихся мастеров кино. Широко открылись двери киностудий перед талантливой молодежью — сценаристами, режиссерами, операторами, инженерами, архитекторами и художниками. Для болгарской кинематографии характерно, что в ней постоянно дебютируют молодые (по опыту и возрасту) специалисты. С щедрой помощью государства была создана современная съемочная база. В 1960 году деятелям болгарского кино будет предоставлена еще более совершенная техническая база. В настоящее время у подножия живописного горного массива Витоши сооружается Центральная киностудия, оборудованная по последнему слову техники. Недавно основанный Научно-исследовательский институт кинематографии разрабатывает проблемы комбинированной съемки, цвета, широкого экрана и объемного кино. Народной власти досталось в наследство всего лишь 213 кинотеатров, две трети из которых в городах и только одна треть в селах. Теперь положение в корне изменилось. Число кинотеатров выросло до 1 198 — почти в 6 раз. Сельская киносеть увеличилась в 13 раз. Значительно повысилось и число кинозрителей. В настоящее время в Софии работает 4 киностудии, в которых представлены все жанры кино. Ежегодно выпускается по десятку художественных и около 200 документальных, научно-популярных, учебных, кукольных и мультипликационных фильмов. В документальных фильмах и кинопериодике находят быстрый отклик актуальные события и задачи. Эти фильмы, проникнутые публицистической страстностью, являются вдохновенной летописью победного пути народа к новому, бурных революционных преобразований, грандиозного социалистического строительства. На сотнях тысяч метров пленки запечатлены героические дела простого человека, преобразившего страну. Студия научно-популярных фильмов также стремится к большему жанровому и тематическому разнообразию; в последнее время ее внимание направлено главным образом на производство цветных фильмов. Картины этой студии были удостоены многих международных премий и отличий. Еще в 1948 году на кинофестивале в Венеции короткометражный фильм Захария Жандова «Люди в облаках» получил первую премию. В том же году фильм оператора Бончо Карастоянова «Длинный путь папиросы» получил на фестивале в Марианске Лазне вторую премию. В 1957 году на фестивале фильмов, в Тренто (Италия), посвященных горам, кинокартине «Пирин-планина» была присуждена третья премия. Фильмы «Наши змеи» и «Защитные средства животных» получили высокую оценку на всемирном смотре специальных фильмов в Риме, а сборнику болгарских научно-популярных фильмов были присуждены кубок и диплом за наиболее удачный подбор. Зарубежная публика с интересом встречает болгарские географические и искусствоведческие фильмы. Особенно радушный прием был оказан короткометражному фильму «Боннская церковь», запечатлевшему замечательные фрески старинной церкви близ Софии, выполненные в XII веке и предвосхитившие искусство Ренессанса. На кинофестивале в Брюсселе в 1957 году этот фильм был удостоен Большой премии. Болгарский художественный фильм начал развиваться как настоящее искусство лишь после народного восстания 9 сентября 1944 года. Первый художественный фильм, созданный на средства государства, — «Калин Орел» появился на экранах в 1950 году. Он проникнут пафосом, вытекающим из нового подхода к раскрытию темы, к обрисовке героев, из нового восприятия авторами истории и современной жизни народа. Восемь лет работы кинематографии — это совсем короткий срок, во время которого она должна была, начав с азов, догнать кинематографии других стран. За эти восемь лет она выступила перед многомиллионной публикой с 40 художественными фильмами. Какие бы недостатки ни были допущены во время производства этих сорока фильмов — от «Калина Орла» до «Звезд», но это был этап формирования основных черт одного из наиболее трудно осваиваемых искусств. Для этого периода характерно, что молодые киноработники испытывали свои силы не на задачах-этюдах, как поступил бы любой дебютант, а взялись непосредственно за сложные постановки. Первые фильмы — «Тревога», «Под игом», «Герои Сентября», «Димитровградцы», «Экипаж Надежды» и «Песнь о человеке» — построены на многоплановых сюжетах. В них множество действующих лиц, батальных сцен и эпизодов, которые требуют отлично оборудованных павильонов, изготовления десятков декораций, первоклассной оптической измерительной и осветительной аппаратуры, сложной дорисовки и макетов. Достаточно отметить, что только в болгаро-советской кинокартине «Герои Шипки» в натурных съемках принимали участие свыше 8 500 статистов, что в ней было инсценировано 3 грандиозных сражения между русской и турецкой армиями. Однако эти фильмы посвящены главным образом исторической теме. Нередки были случаи, когда за счет образа человека преобладала иллюстрация. С постепенным накоплением опыта, в особенности с переходом к современной тематике, удалось устранить недочеты. На протяжении последних нескольких лет работники кино повернулись лицом к современности. В центре их внимания стоит судьба простого человека — строителя нового. Камера кинооператора все меньше обращается к пиротехническим эффектам многочисленных сражений в исторических фильмах и направляет свой объектив на поток будничных дел, заводы и кооперативные хозяйства, социалистическое преобразование, людей труда. Однако созданных до сих пор фильмов на современную тематику еще мало. Что касается их качества, то они отмечены скорее стремлением к жанровому разнообразию. В кинокомедиях «Это случилось на улице», «Две победы» и «Любимец № 13», детском приключенческом фильме «Следы остаются», в кинофильмах «Пункт первый повестки дня», «Неспокойный путь», «Тайная вечеря Седмаковых», «Ребро Адамово», «Закон моря», «Малышка» вскрываются отдельные черты нынешней действительности. Первые шаги к овладению новыми темами и стилем уже сделаны. Предстоят смелые, интересные искания, воссоздание на экране героизма нашего великого, неповторимого времени. Это крутой, трудный путь, но это и самый правильный путь к новым вершинам в области киноискусства. 1959 г. |
| Карта сайта | |