Английский актер Эдмунд Кин был великим трагиком романтического периода. О нем оставили восторженные отзывы Байрон и Гейне.
Замечательный английский поэт С. Колридж сказал, что смотреть Кина в шекспировских ролях — это все равно что читать текст трагедий «при вспышках молний».
Личная жизнь Кина, его биография соответствовали репутации романтического трагика. Происходил он из простонародья, в детстве и юности был бродячим комедиантом. Когда он стал знаменитым актером, о нем говорили как о позоре респектабельного английского общества.
Шекспировская драматургия, страстная, бурная, необузданная, существенно отличалась от классической величавой трагедии, где боги, полубоги и герои древности выступали в пудреных париках и камзолах, говорили нараспев, в «высоком стиле».
Шекспир вывел на сцену не только датского принца и шотландского тана, но и венецианского купца, и простого могильщика, и мавра Отелло.
Эдмунд Кин отлично знал язык и заботы мастерового и матроса, жителей английской провинции, знал быт актеров и атмосферу великосветских приемов. Он знал душу человека. Поэтому он сумел еще больше приблизить к зрителю героев Шекспира.
Вот почему скупость и кровожадность его Шейлока («Венецианский купец») вызывали не столько отвращение, сколько сострадание к этому униженному существу, своеобразно мстящему за горечь обид своего народа.
Вот почему в Ричарде Третьем Кин раскрывает глубокую трагедию самого Ричарда, которого природа обделила: он уродлив, хром, горбат. И потому его ум, его исступленная воля приобретают уродливые формы — он вершит судьбы людей, неумолимо обрекая их на смерть.
Эдмунд Кин был великим актером романтического периода и в то же время провозвестником нового реалистического направления в искусстве. |