Скульптура ХХ столетия

Точное отображение реального мира - вот что было целью скульпторов, начиная со времен итальянского Возрождения и заканчивая ХХ веком. Скульптура почти некогда не выражала личность мастера.

Это искусство считалось публичным, поэтому использовалось для того, чтобы увековечить национальных героев, платных заказчиков или памятных событий. Ваятель чаще всего создавал свои произведения в глине, камне или бронзе.

XX век стал точкой разъединения со старыми многовековыми традициями. Уже даже в работах великого скульптора Огюста Родена, творившего в конце XIX века, прослеживался намек на это. Хотя скульптора, который обладал уникальным даром видения внутренней энергии человека и красоты, все же относят к стилю традиционализм, его произведениям присущи некоторое черты, которые характерны для модернизма. Это - световые эффекты и контрасты фактуры.

Несмотря на это, глубокие изменения, породившие в ХХ веке движение кубизма, были полной неожиданностью для публики. Кубизм зародился во Франции, а Пабло Пикассо и Жорж Брак стали его лидерами. Разрушая мир предметов и заново его восстанавливая в геометрических фигурах, они революционизировали искусство. Ключевая идея модернизма, которая берет свои корни отсюда, - автономность искусства. Произведения искусства, отказавшись от зеркальной реальности, перешли в совершенно другую плоскость, которая ничего не должна окружающим.

Вскоре после появления кубизма в живописи, он внедрился и в скульптуру. С 1909 года даже Пикассо занялся созданием скульптурных композиций в речище кубизма, за ним последовали и другие ваятели, например, Жак Липшиц. Для разнообразных новых школ, в их числе дадаизм, футуризм и конструктивизм, которые процветали до начала I мировой войны, кубизм стал настоящим увлечением. Примерно в это же время появились и два сильных и очень не похожих между собою влияния на скульптуру. Это функциональная элегантность современного промышленного дизайна и примитивизм.

В начале ХХ столетия европейцы начали интересоваться красотой других культур, среди которых была и художественная резьба африканских и тихоокеанских племен. Для того чтобы причаститься к таинству жизни и передать первозданные эмоции, ваятелям ХХ столетия пришлось отойти от реализма, как правило поверхностного. Так американец Джейкоб Эпстайн (1880-1959) подвергся сильно влиянию примитивизма. Он переехал в Великобританию, где его творения, которые называли "непристойными" и "уродливыми", шокировали публику до II мировой войны.

Искусство примитивизма стало причиной того, что многие ваятели стали упрощать формы и сближаться чистой абстракцией, при этом, не теряя высшего смысла. Так идеально ровным изваяниям из камня, которые очень походят на галечник большого размера, присуще очарование. Их ваятелем был Жан Арп (1887-1957). У румына Константина Брынкуши (1876-1957), создателя знаменитой серии "Птица в пространстве" поверхности скульптур из бронзы также были полированными и обтекаемыми, что придавало им некой загадочности. Упрощенные фигуры английского скульптора Генри Мура (1898-1986) стали причиной большого количества карикатур из-за своих внутренних поверхностей, так называемых "дыр".

Умберто Боччони и другие футуристы из Италии, работая совершенно по-другому, возносили динамизм и скорость жизни. Произведения Наума Габо (1890-1977), а также его единомышленников отвлеченные по художественным задачам, но столь же современные, своей элегантностью и точностью походили на научные модели и формы машин. Конструктивистов называют новаторами, так как они создают не традиционную скульптурную массу, а скорее скелетные структуры, конструируют, а не высекают свои ваяния. При этом конструктивисты используют промышленные материалы, такие как стекло, сталь и пластмасса.

"Анти-искусство" практиковали анархичные дадаисты, что стало не менее серьезным отходом от традиций. Сюда можно отнести "ассамблажи", которые создаются из разного рода хлама или первого попавшегося под руку предмета. На протяжении последних десятилетий опять начали появляться старые изобретения дадаистов, сделанные ради забавы, уже довольно серьезно. Как пример можно привести писсуар дадаиста Марсела Дюшана. Он утверждал, что этот предмет стал произведением искусства благодаря одному его выбору. Логически проанализировав его слова, делаем вывод: искусством называется все, что создает художник.

Художественная революция, которая началась в 1914 году, сделала более раскрепощенными приверженцев всех направлений и стилей. Хотя в ХХ веке продолжалось создание реальных образов, страх перед примитивизацией формы и ее искажением исчез. Это направление, которое стало называться экспрессионизмом, проявилось в работах Альберто Джакометти (1901-1966). Его фигурки очень тонки и несут скрытую вину и тревоги.

Вся скандальная новизна материалов и идей исчезла после того, как в 1945 году модернистская скульптура стала признаваться. Можно выделить такое течение, как изготовление из отдельных деталей одной металлической, а главное абстрактной, конструкции. Американец Дэвид Смит, который до этого был сварщиком, стал первопроходцем в этом направлении. Некоторые из работ он раскрашивал. Его последователем в 1960 годах стал английский скульптор по металлу Энтони Кэро.

Самым известным течением в искусстве 1950-х годов стал "поп-арт". Хотя оно признавалось модернистским, возносило не технические устройство, а культуру, культуру потребления. К этому направлению относятся работы Джаспера Джонса, его бронзовые пивные банки, а также Класа Ольденбурга, с его рожками мороженого и огромными ваниловыми гамбургерами.

Так можно сделать вывод, что традиционные формы скульптуры и живописи в последнее время теряют свою актуальность. Но вспоминая фурор, который произвели в 1990-х годах Дэмьеном Херстом с его трупами животных в сосудах с формальдегидом, понимаешь, что нас еще ждут шокирующие художественные открытия.

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...
    Подробнее

Популярное


  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого.
    Подробнее
  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было.
    Подробнее
  • Музыка и поэзия. Немного истории

    Поэзия и музыка словно родились под знаком Близнецов. И хотя совершенно очевидно, что «рождение» этих искусств было вовсе не одновременным, оба означены постоянным тяготением друг к другу. Тайны тут нет: оба этих рода искусства взросли из одного зерна, вышли из одного лона — народного музыкальнопоэтического искусства.
    Подробнее
| Карта сайта |