В центре Москвы, в Выставочном зале Союза художников СССР с 22 февраля по 24 марта 1974 года была открыта выставка двух литовских мастеров, творчество которых давно привлекало внимание общественности. Здесь показаны декоративные ткани (гобелен и батик) Ю. Бальчикониса и керамика (декоративный рельефы и трехмерные формы) А. Личкуте-Юсионене. Суть поисков Бальчикониса и Личкуте, размах их дарований, творческие устремления, высокое мастерство предстают во всей полноте и могут быть оценены по достоинству.
Тему выставки, ее творческий импульс можно было бы определить как стремление выйти в архитектурное пространство, овладеть им, придать ему новый смысл. Крупномасштабность, расчет на большие стены, далекие отходы, особая пространственность всех композиций в равной мере характеризуют и текстиль и керамику. Два автора объединились здесь как будто для того, чтобы дать урок выхода в архитектуру двух видов декоративного искусства - керамики и тканей. В этих своих устремлениях Бальчиконис и Личкуте роднятся со всем передовым отрядом советского декоративного искусства: пространство, его задачи, его своеобразное прочтение в глине, стекле, металле и других материалах, стало героем всесоюзных и республиканских выставок декоративного искусства последних двух-трех лет. Но вместе с тем в решениях вильнюсских мастеров много оригинального.
Проще всего было бы эту оригинальность выставки, ее особый дух, ее колорит и пластику, приписать связи с национальными традициями литовской школы искусства в целом, может быть, даже сослаться на своеобразные черты народного искусства Литвы. Связи эти несомненны, но гораздо важнее другое - личный творческий подвиг современных мастеров декоративного искусства этой республики, огромные личные достижения и наших экспонентов.
Вспоминая наиболее ярких представителей современной литовской керамики, металла, гобелена, в отряде которых Бальчиконис и Личкуте занимают свое особое место, догадываешься, что именно они в совокупности создали наши представления о литовской школе, о ее особенностях, содержании и духе. Черты этих выдающихся творческих индивидуальностей стали чертами современной национальной школы декоративного искусства. Явление такого рода трудно переоценить - ведь именно по работам современных художников составляют сегодня во всем мире представления о народе, природе, культуре и современной жизни небольшой прибалтийской республики.
Что же придает убедительность и запоминающуюся силу решений работам Ю. Бальчикониса и А. Личкуте? В первую очередь - сила образного мышления, в структуре которого можно различить впечатления от природы, освещения, пластики родного ландшафта, можно увидеть многоразличные связи с современной жизнью и современным искусством - живописью, скульптурой, театром. Можно увидеть и связи и традицией, с историей жанра - особенно у Бальчикониса, - но историей жанра, прочитанной совершенно по-новому.
В работах Юозаса Бальчикониса, в первую очередь в его батиковых панно, чувствуются глубокое понимание специфики самого языка монументальной росписи, глубокое знание классических решений прошлого. "Вильнюсская готика" (1967), "Сутартине" (1968), "Конный спорт" (1971) - льняные панно, как будто овеянные воздухом знамен и хоругвей позднего средневековья, суровые, строго ритмичные, "грозовые", где сами трещины и прожилки краски создают особую театральность. Момент "игры в старину", свойственный современному искусству, здесь обнаруживается со всей прямотой. В современном интерьере панно такого рода может стать символом культуры в целом, выразительным акцентом, который способен придать пространству высокую духовность, вызвать у зрителя круг широких ассоциаций. И гобелены Бальчикониса содержат это зерно мифологической многозначительности: таковы его "Приморское отражение" (1973), "Песня янтарного края" (1972), "Весна поэзии" (1972). Но этому мастеру свойственна и другая, несюжетная организация панно и гобелена; ему присущи высокая культура и убедительность в создании свободной, неизобразительной формы. Вместе с тем гобелен "Весенний поток" и "Сумерки" (1970), несколько панно под общим названием "Солнце" (1970) отличаются при всей своей свободе удивительной конкретностью форм, конкретностью в воплощении избранного мотива. Рисунок, колорит, фактура способны тут подсказать зрителю весь ход живых воспоминаний, эти "абстрактные" произведения можно не расшифровывать: за ними действительно стоят солнце, сумерки, весенний поток.
Керамику А. Личкуте, казалось бы, можно охарактеризовать почти теми же словами - художница тоже владеет законами монументального искусства, обладает высоким чувством свободной неизобразительной формы. Работы ее, вынесенные в пространство общественного интерьера, безусловно введут в него свою тему, тему вольного пластического начала, противоположного четкой типовой конструкции, и поэтому так необходимую сегодня. Но дарование Личкуте не идентично дарованию Бальчикониса. Если за его безусловно монументальными, мы бы сказали - эпическими, работами нетрудно различить чувствительность, задумчивость, склонность к философским раздумьям, то работами керамистки угадывается огромный темперамент, с усилием организованный и заключенный в четкие границы произведения, но стремящийся вырваться за пределы этих границ. Ансамбли декоративных форм Личкуте , ее серии рельефов, объединенные общим названием , продиктованы отнюдь не желанием "разыграть" одну и ту же форму в разных масштабах и собрать их в некий комплект. Художница как будто не может вместить охватившую ее идею в один объем, она перехлестывает его, стремится воплотиться в соседнем объеме, выразиться еще и еще раз, чтобы исчерпаться. Таковы "Декоративная композиция из трех частей" (1971), таковы пять рельефов "Мечта" (1972 - 1973), формы для интерьера, рельеф "Молодость" (1972). Можно сказать с уверенностью, что эти художники своим творчеством составляют сегодня не только ведущие черты декоративного искусства Литвы.
1974 г.
|