...В один конверт положены в коллекции авторов старые открытки с видами московских улиц - Никольской (теперь 25 Октября), Пречистенки (Кропоткинская), Софийки (Пушечная), Волхонки... Это адреса (в разные годы) Президиума Ассоциации художников Революционной России (АХРР), одного из крупнейших творческих союзов художников, графиков и скульпторов. созданного в 1922 году. Он имел около 40 филиалов во всех союзных и автономных республиках.
Известные мастера и творческая молодежь, художники разных школ и разных в прошлом направлений - они стали единомышленниками в стремлении создать понятные народу и правдиво отражающие действительность произведения. Их принципами были "художественный документ" и героический реализм".
Об альбоме "На Коломенском заводе", вышедшем в свет в 1931 году, следует сказать особо. Пятнадцать его рисунков, изданных форматом открытки, - это творческий отчет наиболее активных членов АХРа: Павла Радимова, Евгения Кацмана, Александра Моравова и других художников. Среди них - хорошо знакомый филокартистам по серии открыток и альбомов "Уголки Москвы" Иван Николаевич Павлов. Он и здесь остался верен своей излюбленной теме: среди гравюр - "Уходящая Коломна" и "Коломенский дворик".
Поэт и художник, Павел Александрович Радимов возглавлял в те годы АХР. Одному из авторов этой книги выпало счастье уже много лет спустя, в пятидесятые годы познакомиться с Павлом Александровичем, часто бывать в его доме, неподалеку от знаменитого Абрамцева... Никогда не забудутся эти летние вечера над тихой речкой Ворей... Как передать то чувство, с которым слушали его стихи - эти стихи он читал когда-то Маяковскому; чувство, с которым вглядывались мы, гости радимовского домика, в развешанные по стенам полотна, - о них высоко отзывались когда-то и Гиляровский, и Есенин.
Но больше всего Павел Александрович рассказывал о годах АХРа. О поездках по стране, о выставках. Он называл тогда первый адрес АХРРа, который не значится ни в одном из современных справочников, включая Энциклопедию "Москва", где помещена обстоятельная статья об этом творческом союзе.
Радимов любил открытку. Он не раз говорил, а потом подчеркнул это в своей книге "О родном и близком", что любовь к открытке родилась у него в далекой юности, когда не было денег на краски, кисти и полотна, и "...чтобы избежать трудностей, я перешел на маленькие этюды размера открытки".
Около восьмисот иллюстрированных почтовых карточек было выпущено АХР с порядковой нумерацией: 1 - 60 (серия "Искусство в массы"), затем 1 - 224, 251 - 332, 400 - 402, 432 - 458, 489 - 579, 601 - 698. Под номерами 1001 - 1036 известны открытки, выпущенные ленинградским филиалом АХР. Встречаются открытки с номерами 1514 - 1534 и более ста ненумерованных.
Открытки с эмблемой АХРР (АХР) - это своеобразная летопись жизни Страны Советов первых послеоктябрьских десятилетий. На них - трудовые будни рыбаков и жизнь пионерских организаций, занятия рабочего кружка и жатва на колхозных полях. Открытое письмо было только частью многогранной деятельности издательства, выпускавшего в большом количестве альбомы, книги по искусству, большеформатные репродукции. Но во всей этой многогранной деятельности открытка отнюдь не была "Золушкой" - она занимала важное место в планах издательства с первых дней его существования.
Отличительной чертой многих открыток, выпущенных издательством, был конкретный адрес изображенных на них сюжетов, помещались имена и фамилии тех, кто явился героем художественных произведений.
Это было стремление "художественно-документально" запечатлеть величайший момент истории в его революционном порыве", дальнейшее творческое развитие традиций советского революционного плаката. В этой связи особенно характерна работа художника В. Кузнецова "Герой труда" (1925 г.). Под портретом подробная подпись: "Урал.
Тагильский округ, рабочий Нижне-Салдинского завода В. Т. Бабин по прозвищу Вася Бабич. 74 лет. Работает на заводе 60 лет. Герой труда".
Такой же конкретный адрес имеет и другая открытка из этой же серии - "Пионеры завода "Огни" (художник И. Г. Дроздов) и многие другие.
Этот же принцип сохранен и в упомянутом нами альбоме "На Коломенском заводе", где почти каждая иллюстрация отражает тот или иной эпизод заводской жизни: "Рождение паровоза тип 154", "В. И. Попов, рабочий чугунолитейного цеха", "Рабочие машиносборочного цеха" и т. д.
Издательство АХР существовало до начала 1931 года, а затем оно влилось во вновь созданное Государственное издательство изобразительного искусства (ИЗОГИЗ), чья многолетняя деятельность - особая страница в истории отечественной филокартии.
Я. М. Белицкий, Г. Н. Глезер. 1986 г.
|