Узбекскому прикладному искусству присущ орнаментализм. И великолепное колористическое решение — цвета чистые, контрастные, без переходов одного в другой, даже самые неожиданные сочетания красок гармоничны.
Изображение живых существ, особенно людей, было запрещено исламским духовенством еще в VIII веке. Поэтому всю силу неистощимой фантазии, весь свой талант художники сосредоточили на создании орнаментов. Без орнаментов невозможно представить ни один народный промысел, будь то керамика, текстиль, художественная обработка металла и кожи, резьба по дереву, ганчу и мрамору, инкрустация музыкальных инструментов, изготовление деревянных табакерок, роспись папье-маше.
Значительное место в декоративно-прикладном искусстве Узбекистана принадлежит росписи по дереву. Еще недавно незаслуженно находившийся в числе забытых, в последнее время этот вид творчества стал быстро возрождаться.
Орнаментальная роспись связана преимущественно с оформлением интерьеров и айванов (крытых террас) архитектурных сооружений, а также с украшением различных деревянных предметов интерьера и домашнего быта.
В оформлении потолков и стен существовала строгая система. Мастера создавали множество вариаций орнаментальных композиций, заполненных плавно сплетенными причудливыми медальонами, геометрическими сетками, изображениями цветущих кустов, букетов, деревьев.
Роспись но дереву сообщает сооружению неповторимое своеобразие.
В последнее время она обогатилась новыми узорами и композиционными элементами, например, изображениями пятиконечной звезды, герба республики, серпа и молота.
Узбекские мастера орнаментальной росписи (наккаши) используют сочетания контрастных цветов — зеленого и красного, синего и золотистого, черного и белого, умеют связать в одно целое крупные и мелкие узоры, подчинить композицию ясному замыслу. Как бы фантастичны ни были орнаменты, они всегда вписываются в четкие, тщательно продуманные схемы узоров.
В росписи по дереву они сводятся к следующим основным видам:
1. Ислими — разновидность цветочно-растительного орнамента. Состоит из линий в виде дуги, завитка, волны. Основные элементы — изображения стебля, лепестка, цветочка, бутончика, плодов груши, миндаля, перца и других растений.
2. Гирих — узор из элементов, напоминающих геометрические фигуры. Их две группы, к первой относятся сетчатые, ко второй — звездообразные.
3. Мураккаб (гулли гирих) — по-узбекски ≪сложное≫. В орнаменте сочетаются гирих и ислими. Мураккабом можно украсить любой угол, квадрат, полосу.
Технология росписи почти не менялась в течение столетий. Грунт и шпаклевку после ее высыхания шлифуют наждачной бумагой и окрашивают в цвет фона. Затем изготавливается ахта, то есть припорох (трафарет). Для этого выбирают повторяющуюся часть орнамента — раппорт, переводят на кальку, затем контур рисунка прокалывается иголкой.
Готовый припорох при помощи тампона (хока) наносят на орнамент.
Изготавливают тампон просто: берут кусок марлевой ткани, насыпают размельченную сухую краску, мел или синьку, затем ткань сворачивают так, чтобы пигмент оказался внутри мешочка (тампона). Проводя по припороху тампоном или слабо им постукивая, переносят орнамент. Затем следует операция сиёх калам — фиксация рисунка с помощью тонкой кисти и темной краски, чтобы он во время дальнейшей работы не стерся.
Раньше узбекские мастера работали местными минеральными красками, которые изготовляли по собственным рецептам. В конце XIX века стали пользоваться фабричными, сухими и масляными. К пигменту добавляли растворенный в воде натуральный клей, его добывали из камеди черешни, груши, абрикоса.
У каждого мастера своя цветовая палитра и свой метод работы, который он передает ученикам.
Кисточками пользуются мягкими, изготовленными из меха суслика или куницы. Поскольку роспись требует чистоты красок, для каждой используется отдельная чашечка.
Законченные композиции покрывают бесцветным лаком, приготовленным из растительного масла и канифоли.
В последнее время с возрождением орнаментальной росписи у нас появилось множество кружков, где этому древнему искусству обучают детей и подростков народные мастера и выпускники Ташкентского художественного училища имени П. П. Венькова и ряда вузов. Среди педагогов такие крупнейшие специалисты, как народный художник ССОР Жалил Хакимов, который находит время преподавать не только в училище, но и вести кружок во Дворце пионеров имени В. И. Ленина. По стопам учителя пошли многие воспитанники. Например, Махмуд Тураев ведет занятия кружка в Ташкентском Дворце пионеров имени Н. Островского уже свыше 25 лет. Работы его учеников известны и в республике, и далеко за ее пределами.
Кружки росписи по дереву организуются в общеобразовательных школах, при Дворцах и Домах пионеров и школьников — везде, где есть специалисты-преподаватели и подходящее для занятий помещение. Число желающих учиться постоянно растет. Поэтому в городах и районах Узбекистана открываются художественные школы-интернаты, профтехучилища, где ребята приобщаются к искусству орнамента.
Занятия росписью но дереву развивают художественный вкус, воспитывают чувство колорита, умение обобщать, подчинять второстепенное главному. Особенно важно, что ребята сами участвуют в изготовлении различных предметов домашнего обихода и украшении их. Это позволяет глубже познать закономерности строения, формы, красоту деталей, возможности материала и цвета.
Кружковцы не ограничиваются изучением различных орнаментов, технологии росписи, цветоведения, посещением музеев и мастерских художников: изучают живую природу, многообразный растительный мир, ведь без этого изучения не может быть полноценного творчества.
Теперь, когда вы в общих чертах познакомились с узбекской орнаментальной росписью, вам, дорогие читатели, остается лишь приехать к нам в республику, чтобы своими глазами ею полюбоваться.
Кабул Касымов 1983 г. |