Выставки, знакомящие с творчеством современных зарубежных художников, в последние годы стали все более частыми, однако скульптурным экспозициям среди них отводится довольно скромное место. Тем больший интерес представила впервые организованная в СССР выставка работ Эмилио Греко, прошедшая с июня 1979 по январь 1980 года в Ленинграде, Волгограде, Ереване и Москве. Столь широкая ее география позволила многим тысячам наших зрителей познакомиться с творчеством одного из художников, чье искусство завоевало широкое мировое признание.
На выставке в СССР творчество Эмилио Греко было показано различными работами, начиная от ранних, небольших по размеру, но монументальных по пластике скульптур «Борец», «Певец» (1947—1947), нескольких портретов — и до последней его работы «Воспоминание о лете». Такой подбор позволил представить не только разнообразие тем и жанров, но и ощутить развитие пластической мысли автора, обозначающей эволюцию его творчества. Искусство Греко отличается разносторонностью тем и жанров. Он работает в области монументальной и станковой пластики, им выполнены многочисленные медали.
Помимо этого, Греко — первоклассный график. Сотни исполненных им в разные годы рисунков, офортов, литографий можно отнести к лучшему, что было создано в этой области современным искусством. Ему принадлежат также рисунки для марок, а в последние годы он с успехом пробует себя и как театральный художник.
Два аспекта в значительной мере определяют характер и проблематику искусства Греко. Это органичное освоение художественного опыта прошлого в самых разнообразных его проявлениях, и одновременно остросовременная, порой необычайно экспрессивная интерпретация образа.
Гуманистическая направленность творчества скульптора делает его подлинным продолжателем итальянской классической традиции. Традиционность в широком ее понимании характеризует многие аспекты искусства современной Италии. И все же трудно найти другого мастера, который бы в своих произведениях столь естественно, как Греко, продолжил искания прошлого и столь органично соединил это прошлое с настоящим, с духовными потребностями сегодняшнего дня.
С классическим прошлым Греко в первую очередь связывает верность главной теме — изображению обнаженного тела. В зрелый период творчества это женская фигура, пластическая идея которой выявляется в двух основных мотивах - сидящей (вернее, присевшей на корточки фигуры) и фигуры стоящей. В первом случае фигура образует единый монолитный блок, замкнутый, как бы закрытый для проникновения извне. Вслед за языком пластики состояние этих образов обнаруживает отрешенность от окружающего, иногда ностальгически грустную, а порой драматическую. Каждый из них живет в своем временном измерении, и мы неизменно ощущаем напряженный пульс их эмоциональной жизни, скрывающейся за внешне спокойной оболочкой.
Иначе решены и по внутреннему состоянию, и по приемам пластического языка фигуры стоящих, так называемые «Большие купальщицы» и «Конькобежки». В отличие от первых, они пронизаны движением, не случайно наиболее естественную среду они обретают в открытом пространстве. По удачному выражению одного из критиков, эти образы рождены темпераментом, влюбленным в солнце.
Первая скульптура серии — «Большая купальщица № 1» (1956) —одна из наиболее известных скульптур Греко, ее экземпляр установлен на площади в Токио. Общий замысел скульптуры полностью соответствует нашим представлениям о классической статуе, однако этим ее идея не исчерпывается.
Образ сложен, он возникает перед нами во взаимодействии традиционности, в непреходящем смысле этого понятия, и очень современного, почти гротескного решения отдельных деталей. Подобное столкновение рождает большую остроту, причем характер образа раскрывается перед зрителем в постоянной динамике — она и в самой жизни пластического тела, которое пронизано движением и напряженностью, и во множественности точек зрения и ракурсов, каждый из которых обнаруживает новую, неожиданную грань образа. Тема «Больших купальщиц», возникшая поначалу как бы случайно, стала в результате одной из главных тем творчества мастера. Вслед за первой «Купальщицей» Эмилио Греко делает одну за другой еще несколько. На выставке в СССР из этой серии экспонировалась также «Большая купальщица № 3» (1957).
Как скульптору глубоко современному Греко не чужды черты парадоксальности. Так, скульптуры, казалось бы, спокойные по замыслу, в действительности предельно динамичны (Большая купальщица № 1»), в то время как скульптуры, переданные в движении («Большая конькобежка № 2», 1971), напротив, нередко тяготеют к внутренней успокоенности. Придя в большое искусство самостоятельно, Греко был с самого начала свободен от каких бы то ни было догматических воззрений, нередко навязываемых системой обучения.
Он шел собственным путем, беря у природы, у художественного наследия и из современного опыта лишь то, что глубоко соответствовало его поискам и мыслям. В результате родилась пластическая манера Греко 1950-х годов, в которой поэзия и тяга к гармонии соединились с острым гротесковым началом. В ранние годы скульптор находит и свою главную тему — женский образ, который он многократно варьирует и в статуях, и в портретах, и в графических листах. Работы Греко этих лет обладают удивительной чистотой и ясностью, а их пластическая форма рождается и вырастает как бы на наших глазах с необычайной естественностью, подобно живому дереву или цветку. Эта непосредственность искусства Греко делает его понятным и очень популярным не только в Италии, но и за ее пределами, например в Японии, где у подножия Фудзиямы под открытым небом устроен большой музей итальянского скульптора «Греко Гарден».
В начале 1960-х годов прежняя экспрессия и острота в творчестве Греко начинают смягчаться, постепенно его стиль обретает черты все большей классичности и пластической весомости, нашедших яркое выражение в «Воспоминании о лете» (1979). В этой второй манере он исполнил многочисленные портреты, из которых наиболее известным по праву считается «Мария Бальдассарре» (1967). Изящество и внутренняя тонкость образа органично соединились в нем с мощной и очень свободной проработкой скульптурной массы. Примечательно, что Греко вводит в портрет изображение руки, аналогично тому, как это было в его ранней работе «Анна» (1954), но в контексте новых стилистических приемов эта деталь обретает и иное звучание.
Зрелая манера Греко, по всей вероятности, неотделима от опыта, приобретенного скульптором благодаря его педагогической деятельности, а также и от работы над монументальными произведениями, которые занимают центральное место в его творчестве 1960-х годов.
Мы уже упоминали о графике Греко. Он рисовал всегда, начиная с раннего детства. Графические листы Греко 1940-х годов характеризуются широкой размашистой перовой манерой, которая очень точно фиксирует суть образа; в 1950-х годах художник начинает использовать перекрестную штриховку, образующую на листе густые затененные поверхности пластической формы — здесь, пожалуй, рука скульптора особенно заметна. Из этих двух путей вырастает зрелая графическая манера Греко 1960 —1970-х годов, которая строится на изысканно тонких контурных линиях и легкой штриховой сетке, как бы случайно положенной в определенном участке листа, с тем чтобы выявить глубину пространственной среды, круглящийся объем тела, ускользающий профиль женщины. Однако стилистический прием никогда не становился для Греко самоцелью. Его рисунки, офорты, литографии — это рассказ о человеке и его чувствах. Любовь и нежность, отчаяние и грусть, ожидание и пробуждение — все это находит зримое воплощение в мастерски исполненных листах художника, одинаково совершенных по точности и глубине эмоциональных состояний, по красоте самой формы.
Графику Греко отличает чувство ритма, ощущаемого не только в пределах отдельного листа; биение его пульса перетекает из одной работы в другую. Последние легко складываются в серии, поскольку их тематика ограничивается несколькими излюбленными скульптором мотивами — это может быть лежащая женская фигура, танцующая или присевшая на корточки. Подобное самоограничение в изобразительных мотивах — черта, присущая вообще итальянской изобразительной традиции.
Исполненная между 1965 и 1969 годами серия иллюстраций к Овидию знаменует высшую точку в развитии графического стиля художника. Однако это не иллюстрация в привычном понимании. Графический язык и формат листов делают эти работы монументальными. Не отступая от своих любимых тем, художник создает здесь гамму новых вариаций. И все же графика Греко теснейшим образом связана с текстом Овидия внутренним духовным родством. Знакомство с творчеством Эмилио Греко открывает перед нами новую грань богатой художественной культуры современной Италии. Глубоко человечное искусство скульптора, многими нитями связанное с художественными идеями прошлого, свидетельствует о жизнеспособности классического искусства, о плодотворном развитии его традиций в наши дни.
В. Макарова |