Выдающийся дирижер

Эдуард Францевич Направник „всегда избегал шумихи. Он совершал свое большое дело в тиши, молча... Он знал только свое дело, любил его с совершенно исключительным самопожертвованием и работал только для него”.

А между тем именно с этим внешне тихим и скромным человеком связана одна из самых блистательных страниц в истории русского дирижерского искусства. Исключительно тонкий слух, великолепное чувство ритма, доскональное знание специфики каждого инструмента. А если прибавить к этому строгий художественный вкус, непреклонную волю, организаторский талант - то перед вами „дирижер-самодержец”, как некогда называли Направника. Направник выходил к дирижерскому пульту. Короткий взмах палочки — и вся громада оркестра, а вместе с ней и слушатели оказывались во власти художественного замысла дирижера. Коллектив, им руководимый, творил буквально чудеса. Известен случай, когда, дирижируя оперой „Евгений Онегин”, Направник положил свою дирижерскую палочку на пюпитр, предлагая тем самым оркестру исполнить „Полонез” без дирижера. Исполнение, по воспоминаниям современников, было блестящим.

Совместная и длительная (более полувека) работа Направника с коллективом Мариинского театра в Петербурге (ныне Ленинградский академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова) сводила дирижера с такими яркими талантами, как скрипачи Сарасате и Ауэр, как виолончелист Вержбилович, как певец Шаляпин. В таком „созвездии” имен дирижеру порой было работать нелегко.

...Чех по национальности, Направник отдал свой творческий дар России и Мариинскому театру. Здесь он осуществил около восьмидесяти оперных постановок, из которых более половины были русские оперы. Он пропагандировал творения Чайковского и Даргомыжского, раскрыл всю глубину замысла опер Глинки, которого буквально обожал. Здесь, в Мариинском театре, Направник создал неувядаемые традиции исполнения таких шедевров, как „Отелло” и „Аида” Верди, „Кармен” Бизе, „Дон Жуан” Моцарта и другие.

Тесной была его связь с Русским музыкальным обществом, где он в течение двенадцати лет руководил симфоническими концертами и добился значительного улучшения репертуара и качества исполнения. Под управлением Эдуарда Францевича Направника прозвучала в концерте памяти ее автора 6 ноября 1893 года Шестая симфония Чайковского. С этого незабываемого дня начался подлинный триумф гениального произведения.

Композиторская деятельность Направника менее значительна и оригинальна. Пользуется популярностью до наших дней написанная в традициях Чайковского опера „Дубровский”.

Г. Тимощенкова

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...
    Подробнее

Популярное


  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого.
    Подробнее
  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было.
    Подробнее
  • Музыка и поэзия. Немного истории

    Поэзия и музыка словно родились под знаком Близнецов. И хотя совершенно очевидно, что «рождение» этих искусств было вовсе не одновременным, оба означены постоянным тяготением друг к другу. Тайны тут нет: оба этих рода искусства взросли из одного зерна, вышли из одного лона — народного музыкальнопоэтического искусства.
    Подробнее
| Карта сайта |