„Каких бы высот ни достигла музыка, представляется, что рассудок стал менее способным обосновывать ее истинные принципы”, - писал Жан Филипп Рамо в „Трактате о гармонии...”
В свой рационалистический век этот великий французский композитор признал, что сама музыка великолепнее всех слов, о ней сказанных. Хотя именно Рамо был одним из первых выдающихся теоретиков музыки, открытия и идеи которого не потеряли своего значения и сегодня, спустя 225 лет. Для Рамо, как и для многих деятелей века Просвещения, человеческий разум проливает яркий свет на искусство, а эстетические эмоции возвышают и облагораживают разум.
Прежде чем в пятьдесят лет сочинить оперу на текст, специально написанный Вольтером, Рамо прославился пьесами для клавесина.
Объединенные в сюиты, эти пьесы представляют собой либо танцы, либо жанровые зарисовки, либо то и другое вместе. Этот ученый-композитор, достигший в операх высшей „придворной” изысканности, в то же время охотно и увлеченно пишет музыку для ярмарочных комедий. В них используются мелодии популярных народных танцев - ригодон, мюзетт, тамбурин, сарабанда, которым композитор придал блеск и законченность. Мелодически яркие, ритмически чеканные, свежие и оригинальные по гармонии, инструментальные танцы Рамо до сих пор входят в круг наших музыкальных интересов и привязанностей.
Помимо танцев Рамо включает в свои сюиты так называемые характеристические пьесы. Вот их названия: „Курица”, „Хромая”, „Цыганка”, „Дикари”, „Вихри”, „Вздохи”, „Шалунья”... Бывает, Рамо добавляет к главенствующему клавесину другие инструменты - флейту, скрипку, альт, сообщающие пьесам новые краски. Не без юмора композитор воспроизводит в музыке портреты своей жены и ее подруг, их суету и болтовню, не лишенную, впрочем, грациозности.
Рамо обладал широчайшим для своего времени музыкальным кругозором, уверенно владел, по сути дела, всеми жанрами. Но до нашего времени дошли и пользуются известностью прежде всего его клавесинные пьесы, эти миниатюрные шедевры французской музыки. Их тематическое разнообразие, яркость в какой-то мере предвосхитили возникшую уже в следующем веке программную музыку романтиков.
Г. Габинский, доктор философских наук |