Премьера первой оперы Чайковского «Воевода»

В 1869 году в Москве на сцене Большого театра состоялась премьера первой оперы П. И. Чайковского «Воевода», на сюжет пьесы А. Н. Островского «Сон на Волге».

Дирижировал спектаклем Э. Н. Мертен; в главных ролях участвовали артисты A. Г. Меньшикова (Марья Власьевна), П. А. Радонежский (Влас Дюжой), А. С. Раппорт (Бастрюков), С. В. Демидов (Дубровин).

«Эта опера — задаток огромной будущности для Чайковского», — прозорливо отметил после премьеры в своем дневнике писатель и музыкальный критик

B. Ф. Одоевский.

Несмотря на крайне небрежную постановку, новая опера пользовалась несомненным успехом у слушателей. Однако театральная дирекция, интересовавшаяся преимущественно модными итальянскими операми и пренебрежительно относившаяся к отечественной музыке, после пяти представлений сняла «Воеводу» с репертуара.

 Вскоре Чайковский, разочаровавшись в своем оперном первенце, уничтожил партитуру. Часть музыки из «Воеводы» была им впоследствии использована в опере «Опричник».

Деятели советского музыкального искусства возродили произведение, которое считалось погибшим. По сохранившимся оркестровым голосам, эскизам и другим материалам, хранящимся в Доме-музее Чайковского в Клипу, музыковеды П. А. Ламм, Б. В. Асафьев и композитор В. Я. Шебалин восстановили партитуру и клавир оперы.

 Ленинградский композитор Ю. В. Кочуров выполнил ее новую сценическую редакцию.

В сентября 1949 года, спустя 80 лет после премьеры, на сцене ленинградского Малого оперного театра состоялось «второе рождение» «Воеводы» (режиссер Б. А. Покровский, дирижер Э. П. Грикуров).

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...
    Подробнее

Популярное


  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого.
    Подробнее
  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было.
    Подробнее
  • Музыка и поэзия. Немного истории

    Поэзия и музыка словно родились под знаком Близнецов. И хотя совершенно очевидно, что «рождение» этих искусств было вовсе не одновременным, оба означены постоянным тяготением друг к другу. Тайны тут нет: оба этих рода искусства взросли из одного зерна, вышли из одного лона — народного музыкальнопоэтического искусства.
    Подробнее
| Карта сайта |