О симфоническом оркестре |
История сохранила немало описаний музыкальных ансамблей, и небольших, и колоссальных, которые существовали в глубокой древности: в Ассирии и Вавилонии, в Греции, Риме, в Европе средних веков и эпохи Ренессанса. Придворные торжества, народные праздники, спортивные игры сопровождались музыкой. Однако лишь тогда, когда композиторы начали писать инструментальные произведения, предназначенные для специального исполнения перед публикой, стало возможным говорить о возникновении оркестра, связанном с зарождением светской музыки, с появлением жанров оперы, балета и оратории. Родина оркестра — Италия. Первые оркестры, исполнявшие музыку опер и балетов, состояли всего из нескольких лютен и клавишного инструмента — клави-чембало. Постепенно к ним присоединились смычковые инструменты: семейство виол, а затем скрипки. Появились в оркестре и духовые инструменты: семейство флейт, гобоев и фаготов, трубы; из ударных первыми появились литавры. Долгое время непременным участником оркестров оставались клавичембало или орган. Оркестры того времени были случайными по составу. Лишь с середины XVII в. начали зарождаться первые постоянные оркестры. В Париже был создан струнный оркестр «Двадцать четыре скрипки Людовика XIV». Им руководил композитор Люлли. По этому же образцу в Лондоне появились «Двадцать четыре скрипки Карла II», где капельмейстером стал композитор Перселл. Иоганн Себастьян Бах и Георг Гендель оставались верными оркестровым традициям XVII в- Но в составах инструментов, для которых они писали свои произведения, отразилось изменение музыкальных вкусоз. которое наметилось на грани XVII—XVIII зв. Ушли в прошлое виолы и прямые флейты. Они были вытеснены инструментами более сильного тона: семейством скрипок, поперечными флейтами. Любимцами публики становятся фоготы и гобой. В оркестре Баха и Генделя окончательно сформировалась струнная смычковая группа инструментов. В нее вошли скрипки (их делят на две подгруппы — первые и вторые скрипки), альты, виолончели и контрабасы. Середина XVIII в. была переломной в истории оркестра. Появились новые жанры: симфония и сольный инструментальный концерт, получившие блестящее развитие в творчестве Гайдна, Моцарта и Бетховена. Именно в конце XVIII в., когда Бетховен писал первую свою симфонию, окончательно сложился состав оркестра, который мы называем малым или классическим: 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота (все эти инструменты составили группу деревянных духовых), 2 валторны, 2 трубы, 2 литавры и струнные инструменты. К концу XVIII в. выросли новые оркестры, получившие широкую известность в Европе; среди них парижские «Концерты любителей», лейпцигский Гевандхауз. В России прославились крепостные оркестры Шереметевых и Долгоруких. XIX век ознаменовался крупными усовершенствованиями духовых инструментов, особенно флейт, валторн и труб. В оркестр вошли арфы, английский рожок и кларнет-пикколо, туба и колокола. С усовершенствованием тубы в середине века закончилось формирование медной группы (валторны, трубы, тромбоны, туба). Был положен конец случайностям з оркестровых составах. Во второй половине столетия лучшими оркестрами мира считались оркестры Паделу, Колонна, Ламурё (Франция), оркестр Нъю-Яорк-ской филармонии, Бостонский оркестр (США). Байрейтский оркестр (Германия), в России — оркестр Мариинского театра, Бесплатной музыкальной школы. Они имели полные группы струнных, деревянных и медных духовых инструментов. Здесь количество исполнителей приближалось к ста; две трети, их падало на струнную группу. Для подобных оркестрсв писали Чайковский, Римский-Корсаков, Бизе. Вагнер чрезвычайно расширил оркестр количественно и ввел новые тембры медных инструментов. В последние десятилетия увеличивается четвертое объединение оркестра — ударная группа. Помимо литавр, барабанов, тарелок, бубна, треугольника, ксилофона и многих других в оркестре появились вибрафон, ксилоримба, маракас, разнообразные ударные заимствованные у народов Африки и Южной Америки. И. Барсова |
| Карта сайта | |