Музыкальные состязания в древности |
На одной из сохранившихся до нашего времени античных ваз изображена сцена, где легендарные древнегреческие песнопевцы Сапфо и Алкей соревнуются друг с другом в искусстве слагать и исполнять под аккомпанемент лиры свои стихи и песни. В стихотворении, где рассказывается об этом состязании, есть такие строки: «Песня и струнные звоны наполнили сладостно остров, и музыкальней с тех пор и счастливей в мире не стало страны...» Каким же важным, ярким событием был этот турнир для эллинов, если они запечатлели его и в изобразительном искусстве, и в поэзии! Да и сам факт, что это событие, происходившее более двух с половиной тысяч лет назад, осталось в анналах истории культуры, достаточно красноречив.
Турнир между Сапфо и Алкеем состоялся в VII веке до н. э. на острове Лесбос, который представлял, по замечанию авторитетного исследователя античной культуры Теодора Рейнака, «сплошную консерваторию». Между этим фактом — широким распространением музыки и музыкальными конкурсами — прямая связь. Как мы увидим далее, чем более бывала распространена музыка среди народных масс и в профессиональной среде, тем шире приняты были музыкальные турниры и тем больший резонанс они имели.
Музыкально-поэтическое соревнование между знаменитыми песнопевцами с Лесбоса — один из первых достоверных фактов, свидетельствующих о многовековой традиции музыкальных состязаний. Вместе с тем существует множество косвенных указаний на то, что эта традиция бытовала уже на ранних ступенях развития человеческого общества.
Известно, что музыка в древности играла исключительно важную роль. Она сопровождала военные и религиозные церемонии, свадебные, похоронные и прочие обряды. Вполне возможно предположить, что наиболее искусные музыканты выявлялись с помощью таких же турниров, в каких определялись самые смелые и ловкие охотники. Внимательное изучение материалов (главным образом изобразительных), касающихся музыкальной культуры древних цивилизаций Египта, Вавилона, Ассирии, Китая, Индии, Греции, дает основание заключить, что, соревнуясь друг с другом, музыканты как бы сдавали экзамен на мастерство, и таким образом среди них выявлялись лучшие. Всмотримся, например, в сохранившиеся древнеегипетские фрески, которые знакомят нас с музыкальными обычаями и традициями этой страны.
Египет был первой страной, где возникло сословие профессиональных музыкантов. Они служили при дворцах фараонов, жрецов, у многочисленных знатных людей, содержащих своего рода капеллы, оркестры (живописное изображение больших групп музыкантов, играющих перед вельможами, часто встречается в искусстве древнеегипетской фрески). Естественно, что попасть на службу к состоятельному вельможе, а тем более к фараону было в то время заветной мечтой каждого профессионального музыканта. И это неминуемо должно было приводить к конкуренции между ними, открытому соперничеству в присутствии тех, кто нанимал их на работу.
По изобразительным источникам можно проследить и эволюцию отдельных музыкальных инструментов. Например, по фрескам, относящимся к разным периодам истории Древнего Египта, видно, как арфа из незатейливого лука превращалась в довольно совершенный музыкальный инструмент. Понятно, что в процессе этой эволюции создатели различных модификаций арфы вступали в конкурентную борьбу, заканчивающуюся победой более совершенных инструментов. Причем бывало, что музыканты сдавали двойной экзамен — как создатели инструмента и как исполнители. Ведь в древности мастер, изготавливавший инструмент, часто сам и играл на нем. Достаточно вспомнить знаменитого музыканта древнего мира Тернандра (здесь мы снова вернулись в Элладу, на родину Сапфо и Алкея). Последний не только усовершенствовал столь любимую греками кифару (разновидность лиры), увеличив в ней число струн с четырех до семи, но и прославился своей триумфальной победой на соревнованиях кифаристов в Спарте (ок. 676 г.).
Известно, что олимпийское движение зародилось в Древней Греции. Однако далеко не все знают, что Олимпийские игры (как и игры, проходящие в других городах) были не только спортивными. В их программу входили и соревнования музыкантов. Так, Сакад из Аргоса, которого считают главой малоазиатской школы авлетики (т. е. исполнительства на авлосе — двухствольной флейте), был признан лучшим исполнителем в Дельфах на Пифийских играх (586 г.), а трубачи Тимэос и Крат победили на Олимпийских играх, проходивших около 396 года до н. э.
Таким образом, Элладу можно считать родиной организованных музыкальных турниров.
Любопытная деталь: проблема виртуозности, столь актуальная сегодня и неразрывно связанная с проблемой современных музыкальных конкурсов, возникла гораздо ранее, чем это порой кажется. Есть все основания полагать, что развитие виртуозности в игре на лире, кифаре, авлосе было в значительной степени стимулировано проводившимися там разнообразными состязаниями между музыкантами. Такие состязания составляли одно из люби-мейших зрелищ для публики и служили важнейшим трамплином к славе для самих музыкантов. Например, в Древнем Риме за проявленную виртуозность музыкантов награждали огромными лавровыми венками, устраивали в их честь процессии по городу и даже устанавливали им на площадях памятники.
Интересно отметить, что уже тогда, в эпоху расцвета эллинской и римской культур, раздавались голоса, порицавшие излишнее увлечение виртуозностью в ущерб смыслу исполняемой музыки, ее выразительности. Подобные обличительные строки мы находим у известного древнегреческого комедиографа Аристофана, обрушившегося на популярного в то время виртуоза Фриниса, который славился умением «искусно исполнять быстрые пассажи».
Итак, уже на ранних этапах развития музыкального искусства соревнования музыкантов играли положительную роль, стимулируя рост мастерства исполнителей, сам процесс создания музыки (которая, к сожалению, практически до нас не дошла) и эволюцию музыкального инструментария.
М. А. Зильберквит |
| Карта сайта | |