Композитор Витезслав Новак

Один из крупнейших композиторов Чехословакии Витезслав Новак родился 5 декабря 1870 года (умер на семьдесят девятом году жизни 18 июля 1949 г.).

Новак получил глубокое и разностороннее образование, как общее, так и специальное. Он учился в Пражском университете и одновременно, в Пражской консерватории, где проходил теорию композиции под руководством великого чешского композитора Антонина Дворжака. Впоследствии Новак в продолжение более тридцати лет был профессором Пражской консерватории, воспитав десятки композиторов своей родины, а также ряд зарубежных музыкантов (болгарских, сербских, румынских).

С самого начала своего творческого пути Новак проявил самостоятельное и сильное дарование. Глубокое восприятие природы родной страны, любовь художника к своему народу, его быту, его сказкам и легендам нашли свое отражение в лучших произведениях композитора, начиная от ранних опусов (драматическая увертюра «Мариша», симфоническая поэма «В Татрах», «Словацкая сюита») вплоть до созданий последнего периода («Южночешская сюита», оперы «Фонарь», «Завещание деда» и другие).

 Новак отдал дань модным течениям своей эпохи — импрессионизму и индивидуализму (особенно в своей симфонической поэме «О вечной тоске» — на сюжет сказки Андерсена об одиноком лебеде — и в балетных пантомимах). Однако ведущей линией творчества композитора была его преданность высоким традициям чешской и мировой музыкальной классики — традициям народности и полнокровного художественного реализма.

Перу Витезслава Новака принадлежит большое число замечательных обработок словацких народных песен для голоса с фортепьяно и для хора.

На склоне жизни престарелый композитор создал «Майскую симфонию», в которой прославляется освобождение Чехословакии от фашистского гнета.

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...
    Подробнее

Популярное


  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого.
    Подробнее
  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было.
    Подробнее
  • Музыка и поэзия. Немного истории

    Поэзия и музыка словно родились под знаком Близнецов. И хотя совершенно очевидно, что «рождение» этих искусств было вовсе не одновременным, оба означены постоянным тяготением друг к другу. Тайны тут нет: оба этих рода искусства взросли из одного зерна, вышли из одного лона — народного музыкальнопоэтического искусства.
    Подробнее
| Карта сайта |