Композитор Александр Сергеевич Даргомыжский |
17 января 1869 года умер великий русский композитор Александр Сергеевич Даргомыжский (родился 14 февраля 1813 года).
Рано начав заниматься музыкой, Даргомыжский уже в отроческие годы сочинил ряд пьес и романсов; некоторые из них были тогда же изданы.
Большим событием в творческой жизни композитора явилось его знакомство с М. И. Глинкой (в 1833 году), перешедшее вскоре в многолетнюю тесную дружбу.
Первым крупным сочинением Даргомыжского бы. ла опера «Эсмеральда» по роману Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери», поставленная на сцене Московского Большого театра, но вскоре сошедшая с репертуара. Вершина творчества композитора — знаменитая «Русалка» по драматической поэме Пушкина, достойная преемница первенцев русской оперной классики — «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилы».
Даргомыжским написаны, кроме того, одноактная опера-балет «Торжество Вакха» на слова стихотворения Пушкина, симфонические произведения «Украинский казачок», «Баба-Яга» и «Фантазия на финские темы», свыше ста романсов и песен (на слова Пушкина, Лермонтова, Дельвига, Беранже и других поэтов). Последнее произведение композитора, опера «Каменный гость» на текст «маленькой трагедии» Пушкина, осталась незаконченной и была, согласно воле автора, дописана композитором Ц. А. Кюи и оркестрована Н. А. Римским-Корсаковым.
Ближайший продолжатель творческих заветов великого Глинки, Даргомыжский вместе с тем внес много нового в историю отечественного музыкального искусства. Его «Русалка» — «одна из богатейших и музыкальнейших опер в свете», по характеристике А. Н. Серова,— положила начало русской бытовой психологической музыкальной драме. В романсах и песнях последних лет жизни Даргомыжский правдиво и тонко раскрыл душевный мир человека «из низов»; в них слышатся социальный протест, пародия, гоголевский юмор, то простодушный, то едкий.
Творчество Даргомыжского оказало плодотворнейшее влияние на последующее развитие русской музыкальной классики.
«...Постоянная забота об усовершенствовании своих произведений — вот истинная жизнь художника, вот его счастье». А. С. Даргомыжский
«Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды». А. С. Даргомыжский
«Только изумительно тонким чутьем своей богато одаренной, весьма характерной индивидуальности Даргомыжский достиг в некоторых сторонах оперного дела такой высоты художественного совершенства, до которого доходили только весьма немногие избранники». П. И. Чайковский
«В правде и естественности драматической декламации и комического элемента Даргомыжский сказал действительно новое слово и опередил прежних композиторов». Ц. А. Кюи |
| Карта сайта | |