Борис Владимирович Асафьев

Асафьев29 июля 1884 года день рождения крупнейшего советского музыковеда, видного композитора и общественного деятеля академика Бориса Владимировича Асафьева (умер 27 января 1949 года).

 

Общее образование Б. В. Асафьев получил на историко-филологическом факультете Петербургского университета, музыкальное — в Петербургской консерватории, где занимался под руководством А. К. Лядова. Плодотворнейшее влияние на творческое развитие Асафьева и формирование его художественных вкусов и взглядов оказало личное знакомство с В. В. Стасовым и Н. А. Римским-Корсаковым.

 

В 1914 году появились первые музыкально-критические статьи Асафьева, писавшего в течение многих лет под псевдонимом «Игорь Глебов». Широко развертывается критическая и научно-исследовательская деятельность Асафьева в советскую эпоху.

 

Не свободный в начале своей деятельности от идеалистических и модернистических влияний, Асафьев впоследствии становится последовательным поборником принципов художественного реализма. Страстной любовью к русской классической музыке и горячей преданностью высоким идейным задачам отечественного искусства проникнуты многочисленные статьи, брошюры и книги Асафьева.

 

Им написаны ценные работы о творчестве Глинки, Мусоргского, Чайковского и других русских композиторов-классиков а также о западноевропейской и советской музыке.

 

Главнейшие труды Б. В. Асафьева собраны в пятитомном издании Академии наук СССР.

 

Научная и общественная деятельность Асафьева протекала преимущественно в его родном городе — Петрограде —Ленинграде. Последние годы жизни Асафьев работал в Москве — руководил научно-исследовательским кабинетом Московской консерватории и Сектором истории музыки в Академии наук СССР. В 1948 году он был избран председателем Союза советских композиторов.

 

Ученый большого масштаба и энергичный общественный деятель, Б. В. Асафьев был в то же время плодовитым композитором. Им написано значительное число симфонических, камерных и вокальных произведений, десять опер и двадцать семь балетов, из которых вошли в репертуар и пользуются широкой популярностью «Пламя Парижа» (на сюжет из Великой Французской революции), «Бахчисарайский фонтан» и «Кавказский пленник» (по одноименным пушкинским поэмам).

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...
    Подробнее

Популярное


  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого.
    Подробнее
  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было.
    Подробнее
  • Музыка и поэзия. Немного истории

    Поэзия и музыка словно родились под знаком Близнецов. И хотя совершенно очевидно, что «рождение» этих искусств было вовсе не одновременным, оба означены постоянным тяготением друг к другу. Тайны тут нет: оба этих рода искусства взросли из одного зерна, вышли из одного лона — народного музыкальнопоэтического искусства.
    Подробнее
| Карта сайта |