Ковроделие советского Азербайджана

В этот период для развития ковроделия в Азербайджане большое значение имела работа художника Л. Керимова в области портретных и сюжетных ковровых композиций.

Мастер раскрывал образ декоративными средствами, при этом обращаясь к приемам средневековой миниатюры. Лучшими коврами художника Керимова считаются работы на мотивы поэм Низами (1940 г.), с портретом Шота Руставели (1937 г.) и портретом Фирдоуси (1934 г.), они отличаются радостным, легким колоритом.

Изобразительная и ритмическая связь центральной композиции с обрамляющей каймой делают их по-настоящему декоративными.Также характерным для азербайджанских ковров является отсутствие резких цветовых контрастов. Ковры Азербайджана в своей основе, как правило, светлые, решенные на цветных фонах: их рисунок смотрится то темным, то светлым силуэтом. Мягкие оттенки фона уравновешивают другие, более насыщенные цвета узора.

Такая же мягкость присутствует и в соответствии центрального поля ковра и каймы. Своеобразие ковров Азербайджана усиливалось наличием в узоре светло-коричневых, серо-голубых, светло-зеленых, розовых и иных сложных тонов, которые очень редко можно увидеть в коврах других мест. Весьма неоднородным был орнамент азербайджанских ковров. Встречались как ромбовидные розетки строгих геометрических очертаний, так условно трактованный растительный узор.

Практически одновременно во всех рисунках с растительными или геометрическими мотивами были изображения птиц и животных. Эти мотивы, чаще всего, не играли в узоре ведущей роли, а включались в него только по традиции. В советском ворсовом ковроделии 1920 - 1930-х годов Азербайджан занимал ведущее место. Местные традиции прослеживаются во всех типах ковров. Во одних случаях узор был вокруг одного или более медальонов; в других рисунок центрального поля ковра строился на ритмическом равновесии мелких и крупных орнаментальных мотивов, которые свободно заполняли плоскость. Кайма играла в общей композиции очень важную роль.

Обычно она делилась на ведущую и сопровождающие полосы и обогащалась узкими подкаемками. Беря за основу общие схемы, которые были характерны для всех центров ковроделия Азербайджана, каждый район выдавал огромное разнообразие узоров и колористических решений.

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...
    Подробнее

Популярное


  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого.
    Подробнее
  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было.
    Подробнее
  • Музыка и поэзия. Немного истории

    Поэзия и музыка словно родились под знаком Близнецов. И хотя совершенно очевидно, что «рождение» этих искусств было вовсе не одновременным, оба означены постоянным тяготением друг к другу. Тайны тут нет: оба этих рода искусства взросли из одного зерна, вышли из одного лона — народного музыкальнопоэтического искусства.
    Подробнее
| Карта сайта |