Свою последнюю работу московский художник Петр Оссовский назвал "Рубежи жизни Родины". Четыре крупных полотна - "Год 1919", "Год 1930", "Год 1943", "Год 1965" составляют цикл. Это как бы вехи, раскрывающие исторический путь Отчизны, этапы ее борьбы и становления. За ним время, эпоха, люди. Через частное раскрывается общее, большое, человеческое.
Гражданская война, 1919 год. После тяжелого боя отряд поит усталых коней. Минута покоя, как реакция после предельного напряжения сил. Усталость взяла свое, и бойцы задремали, не сходя с лошадей. Кажется, слышишь эту тяжелую, усталую тишину. Один боец убит. И тут же мгновенно возникает ассоциация. Да, "Гренада" Светлова. Помните: "Мы ехали шагом, мы мчались в боях и "Яблочко" - песню держали в зубах". Не ликование, не радость окончания битвы, а иное, победа - в ее достижении, в том трудном, драматическом, что ей предшествует. Велики и порой жестоки жертвы, которых она требует. Но они необходимы во имя жизни.
"Год 1930" - логическое продолжение 1919-го. После войны, разрухи - восстановление хозяйства. Жизнь торжествует. Первые стройки пятилеток. Напряженный человеческий труд, всенародное созидание. Труд, как бой, с полной отдачей физических и духовных сил. Это труд рабочего и колхозника, ученого и художника, это труд всех и каждого, труд-подвиг на благо своей Отчизны.
Последовательное развитие темы - Великая Отечественная война, "Год 1943" ("Возвращение"). Ушли, отгремели битвы, но отголоски их еще слышны. Город разрушенный фашистами, остовы обгоревших зданий, устремивших в серо-голубое небо слепые глазницы окон. Таким видим его мы, зрители, таким видят его вернувшиеся жители, и дело людей - вдохнуть жизнь в полумертвый, тяжело раненный город. Женская фигура в черном одеянии на первом плане. Лицо женщины обращено к городу. С ним она ведет свою беседу. И кажется, что эта женщина с ребенком а руках - воплощение вечной возрождающей материнской силы.
Если в "1943" тема разрабатывается в героическом плане, то в "1965" - в лирическом, более мягком, камерном. "Современная мадонна" - так называет свою героиню Оссовский. Контраст жестких железобетонных конструкций, строгих абрисов современных домов и хрупкости, "крошечности" маленького человеческого существа, которое держит на коленях молодая мать. Во имя него шли битвы в 1919-м и 1943-м., для него строилась, восстанавливалась из пепла страна.
Большую, серьезную тему решает Оссовский в цикле "Рубежи жизни Родины". Значительность темы обуславливает и язык изобразительных средств. Монументальный характер образов, подчеркнуто четкий рисунок, приглушенная цветовая палитра - коричнево-красный, охристо-палевый, серо-зеленый - создают определенный эмоциональный настрой, помогают проникнуть в атмосферу эпохи, почувствовать ее широкие шаги-свершения в конкретном человеческом преломлении. Единая, целостная симфония, характеризующаяся строгим ритмом, философскими обобщениями, связанными законами стройной гармонии во всех четырех частях с радостно звучащим финалом, - так воспринимается работа Оссовского.
Юлия Платонова. "Смена" 1970 г.
|