Размышления о жизни |
Сегодня находящаяся в Третьяковской галерее картина Виктора Попкова «Строители Братска» не вызывает споров: весомо, зримо занимает она достойное место среди тех произведений, что отмечают этапные моменты развития советского искусства. А показанная впервые около пятнадцати лет назад, эта работа, заявившая о новой устремленности целого поколения художников, стремительно выходивших на творческую орбиту, вызвала горячую полемику.
События войны не были для этого поколения отвлеченной историей; Великая Отечественная стала биографией личной, вошла в жизнь семей горечью «похоронок», радостью долгожданных встреч и счастьем мирного труда. И потому молодое поколение вступало в жизнь со своими, вполне сложившимися идеалами, своим пониманием событий, прочно устоявшимися симпатиями. Это сразу же почувствовали зрители.
«Строители Братска» показывают рабочих необычно. Герои картины не кладут стен, не роют котлован. Они стоят против зрителей, самые разные люди, совсем юные и отмеченные опытом многотрудных лет. Они вопрошают, требуют ответа и ждут. Они зовут к размышлениям. Необычна и стилистика полотен. Вот «Бригада отдыхает», «Полдень» — сдержанная гамма, а краски взяты контрастно; подчеркнутая силуэтность фигур, тяжеловесный ритм и звонкий цвет больших декоративных плоскостей.
Всем композиционным строем художник утверждает монументальность образов. Может показаться, что персонажи картин и портрета «Семья Болотовых» как бы отстранены друг от друга. Но строителей, как и семью, связывает внутренняя напряженная атмосфера, а не внешние сюжетные диалоги. Сложное взаимодействие пластических форм, то динамично-страстных, то спокойных, создает особую гармонию композиций, по которой мы тотчас же узнаем творческий почерк художника. В картинах нет иллюзорного прорыва в пространство и фактурности предметов, но пластика их наполнена живой плотью, выверена по тщательно изученной натуре.
Сложилось мнение, что муза Попкова трагична. Да, это так, но даже в таком его произведении, как «Шинель отца», главное — не скорбь, не конфликтное столкновение прошлого с современностью, а раздумье о судьбах поколений, мысль о круговороте жизни, о нетленной памяти поколений, о верности сыновнему долгу, о смысле жизни.
Художник много ездил по стране, обладал талантом видеть жизнь во всей сложности и многообразии. И потому его картины наполнены большой правдой, в них — и острота, и актуальность, и размышления о сути процессов, формирующих современные характеры.
Творчество Попкова ярко индивидуально, он сказал новое слово в искусстве последнего пятнадцатилетия. За свою короткую творческую жизнь художник сделал многое. Доказательство этому его работы, выдвинутые на соискание Государственной премии СССР.
Ю. Иванов 1975 г. |
| Карта сайта | |