С первого дня Великой Отечественной войны Кукрыниксы - в первых рядах работников советского искусства, активно помогающих своим творчеством всенародному делу победы над захватчиками.
Плакат "Беспощадно разгромим и уничтожим врага!" висел на улицах уже на второй день после вероломного нападения гитлеровской армии на нашу Родину. Всем памятен этот лаконичный, напечатанный всего двумя красками - красной и черной - предельно выразительный плакат: гнусная, хищная голова Гитлера, с которой слетела маска, прорывает "Договор о ненападении между СССР и Германией"; дымится ствол пистолета когтистая лапа тянется за добычей. Но агрессора встречает штык русской винтовки, направленный сильной и уверенной рукой мужественного советского воина.
Так началась повседневная напряженная работа Кукрыниксов над созданием агитационных плакатов и листовок, сатирических "Окон ТАСС", бесчисленных карикатур для газет и журналов, работа, которой художники в годы войны безпредельно отдавали всю свою творческую энергию, всю силу своего таланта.
Патриотический труд Кукрыниксов отмечен всенародным признанием ивысокой наградой правительства: за политические плакаты и карикатуры им была присуждена Сталинская премия первой степени за 1941 год. В 1945 году М. Куприянов, П. Крылов и Н. Соколов были награждены за работу в "Правде" орденами Отечественной войны первой степени.
Большой успех имела организованная в 1944 году в Государственной Третьяковской галерее ретроспективная выставка произведений Кукрыниксов, на которой были представлены также многочисленные работы каждого из трех участников коллектива.
О широте тематического охвата, сатирической остроте и меткости, о художественном мастерстве карикатур Кукрыниксов дают представление сборники их военных рисунков, опубликованных со стихами С. Маршака, - "Урокистории" (1942), "Черным по белому" (1945), "Капут" (1947), а также большой раздел, посвященный их работам, в альбоме "Советские мастера сатиры" (1946).
Кукрыниксы и Маршак с самого начала войны стали работать в тесном творческом содружестве, создавая карикатуры для "Правды", "Окна ТАСС", плакаты. Это было исключительно плодотворное сотрудничество художников и поэта, ставшего, по существу, четвертым участником коллектива. Совместно обсуждались темы, их изобразительное решение, содержание и характер подписей. В результате рождались замечательные плакаты и карикатуры, в которых изображение и текст составляют неразрывное единство. Примерами таких произведениий могут служить и созданный в первые месяцы войны героический плакат на тему о славных боевых традициях русской армии: "Бьемся мы здорово, рубим отчаянно, внуки Суворова, дети Чапаева", где над идущими в атаку советскими воинами изображены устремленные вперед фигуры прославленных полководцев; и одно из лучших "Окон ТАСС" Кукрыниксов - "Долг платежом красен" ("Днем фашист сказал крестьянам: "Шапку с головы долой!"); и карикатура в "Правде" - "Арапские сказки немецкого верховного командования, или Тысяча и одна ложь", где Гитлер был изображен калифом, а Геббельс - в облике Шехерезады ("...И вот вошел Шехерезад и прочитал ему доклад...").
Бесславная авантюра фашистских претендентов на мировое господство, пытавшихся поработить нашу Родину, кровавая и гнусная политика гитлеровцев в захваченных ими странах Европы, подлое пресмыкательство предателей-квислингов перед палачами-оккупантами - все это нашло отражение в полных сарказма и гнева карикатурах Кукрыниксов.
Изображая фашистких захватчиков, художники не только подчеркивали в их облике черты злобы, жестокости и коварства, но и показывали их внутреннюю опустошенность и обреченность.
В историческом исступлении фюрер протягивает вперед костлявую руку, посылая своих солдат на восток, и шеренги фашистов, похожих на марширующие свастики, одна за другой превращаются на заснеженных полях России в ряды могильных крестов.
В темном женском платке, уныло подперев щеку рукой, стоит Гитлер у карты Сталинградского фронта, где показано кольцо фашистских дивизий, окруженных Советской Армией, и тоскливо поет старинную песню: "Потеряла я колечко...(а в колечке двадцать две дивизии)".
На задних лапках служат перед Гитлером две сабочонки - Муссолини и Антонеску. С вожделением, высунув языки, ждут они подачки, но находят в протянутой им разбитой плошке только железные кресты - единственную награду за усердие("Выслужились"). Неустойчивая позиция предателя французского народа Лавала высмеяна в карикатуре "Ни сесть, ни слезть". Кресло с надломленной ножкой изображает правительство Виши; к украшающей кресло фашистской свастике крепко привязан за шею Лаваль. Поза его не необычна: он на вытянутых руках, упирающихся в сиденье, с трудом держится в воздухе. Опуститься Лаваль не может: снизу торчит острие штыка с надписью "Сражающаяся Франция". Можно было бы привести в качестве примеров и множество других рисунков, где тема раскрывается так же ясно, точно, доходчиво. И везде Кукрыниксы дают не только интересное и убедительное сюжетное решение, но выразительную психологическую характеристику персонажей карикатуры.
Несколькими штрихами Кукрыниксы умеют передать портретное сходство, в каком бы облике ни был представлен ими персонаж. Гитлера, например, можно узнать и в корове с книгой "Майн кампф" на спине (карикатура "Дойноя корова"), и в надтреснутом котле ("Два котла"), и в мрачном вороне ("Варшавский удар") и т. д.
В дни войны, занятые повседневной напряженной работой над сатирическими рисунками, Кукрыниксы, естественно, не могли уделять много времени живописи. И все же еще в 1942 году они начали писать картину "Таня", посвященную подвигу Зои Космодемьянской. Художники побывали в деревне Петрищево, где погибла Зоя, беседовали с местными колхозниками; они старались бережно и правдиво воссоздать обстановку, верно передать и молчаливый протест и острое чувство скорби, которым проникнуты русские люди, насильно согнанные фашистами к месту казни. Они хотели прославить гордое мужество юной героини, заклеймить жестокость палачей. Во многом это удалось художникам, особенно во второй редакции картины, законченной в 1947 году.
В 1944 году Кукрыниксы начали работу над картиной "Бегство немцев из Новгорода" (закончена в 1946 году). В противопастовлении монументальной величественной красоты древнего храма Софии Новгородской ничтожеству суетящихся фашистов, поджигающих здания, раскрывается идейный замысел художников: твердо стоит и будет стоять навеки, наперекор врагам, слава русского народа.
Блестящим образцом портретного мастерства Кукрыниксов была серия зарисовок, сделанная ими в зале суда на Нюрнбергском процессе. Правдиво, без нарочитой утрировки запечатлели они фашистских изуверов, посаженных на скамью подсудимых. В потрясающих своим безпощадным реализмом портретах художники сумели раскрыть внутреннюю сущность - отвратительную звериную природу этих обанкротившихся авантюристов. В карикатуре "Последняя линия немецко-фашистской обороны" Кукрыниксы со свойственным им изобретательным юмором нарисовали адвокатов, взявших на себя судебную защиту гитлеровцев. Облеченные в черные мантии, вооруженные, как пулеметами, автоматическими ручками, укрылись они за баррикадой из папок с документами и отстреливаются залпами бумажек.
Газетные карикатуры Кукрыниксов обычно сделаны тонким линейным рисунком, который за годы войны стал особенно пластичным и точным, хорошо моделирующим форму. Местами они обогощают рисунок мелкими брызгами или карандашной тушовкой, реже заливками. В своих плакатах, "Окнах ТАСС" и журнальных рисунках они с большим художественным вкусом пользуются цветом (по преимуществу локальным), уделяя особое внимание декоративной стороне изображения, стремясь сделать его броским и ясно различимым на расстоянии. Рисунок, как правило, дается на ярком ровном цветном фоне, размывка используется очень скупо.
После победного окончания войны Кукрыниксы побывали в Берлине и привезли оттуда - каждый в отдельности много превосходно написанных пейзажных этюдов, а все вместе - замыслы больших полотен на тему о крушении гитлеровского "рейха" и великой победе советского народа.
На всесоюзной художественной выставке 1946 года Кукрыниксы показали большое полотно, изображающее исторический момент подписания акта о безоговорочной капитуляции Германии, а на выставке, посвященной 30-летию Вооруженных Сил СССР, появилась их картина "Конец", удостоенная Сталинской премии первой степени за 1948 год. На картине изображено подземное логово Гитлера в часы последнего штурма Берлина советскими войсками. Действующие лица обезумевший от страха и отчаяния фюрер и раздавленные сознанием полного краха всех надежд и планов приближенные злополучного "завоевателя мира", не успевшие, очевидно, сбежать.
Психологическая характеристика персонажей дана художниками с большой глубиной и мастерством, причем не только выражение лиц, но и удачно найденные позы и жесты раскрывают индивидуальные особенности каждого образа.
Вся обстановка последнего убежища гитлеровцев говорит о моральном разложении и безнадежной обреченности его обитателей. Роскошная ковровая скатерть сползла со стола, дорогие картины на стене висят криво, книги, бумаги сброшены на пол, телефонная трубка повисла на шнуре... Наготове только что упакованный чемодан, но он так и останется здесь: уйти, унести его некуда. Тупик. Конец. Пятна яркого цвета и резких теней усиливают впечатление тревоги. Колорит картины - насыщенный, мрачный; преобладают серо-зеленые и темнокрасные тона.
Художники поставили себе задачу показать в своем произведении чем кончается попытка поджигателей войны поработить свободные народы. При этом они старались с максимальной правдивостью и убедительностью передать действительную обстановку изображаемого события. Ими были сделаны зарисовки и этюды в подземелье гитлеровской рейхсканцелярии, куда они спускались во время своего пребывания в Берлине; они ознакомились со всем имевшимся документальным материалом. "В мастерской у себя, - рассказывают Кукрыниксы, - мы воссоздали обстановку подземелья, покрасили в серый цвет одну из стен мастерской, повесили картины, поставили стол, устроили соответствующее освещение. В общем, писали все как бы с натуры".
Кукрыниксам удалось не только воссоздать своей творческой фантазией обстановку реального события, но и замечательно ярко и правдиво показать его исторический смысл. Это достигнуто сознательным преувеличением, заострением типического в изображенной ситуации, в образах. Здесь сказались и сатирический талант художников и их окрепшее мастерство реалистического изображения.
Б. Ефимов, М. Иоффе 1954 г. |