Искусство рисунка

Рисунок знаком нам с раннего детства. Им мы пользуемся повседневно, когда хотим разъяснить свою мысль с помощью графического изображения.

Гверчино Итальянская школаЕще шире употребляется понятие «рисунок» в художественной практике живописцев, скульпторов и архитекторов. Их работа всегда начинается с разного рода подготовительных рисунков, в которых постепенно определяются очертания будущего произведения.

Вместе с тем рисунок — это особый вид искусства, обладающий своим собственным языком, очень простым и ограниченным в технических возможностях, но зато очень богатым и тонким, очень свободным и непосредственным в художественной выразительности.

Цвет не играет в рисунке сколько-нибудь существенной роли. Не всегда нуждается рисунок в тщательной законченности всех деталей, часто оставаясь на стадии беглого наброска. Главное в рисунке — темная линия на светлой поверхности бумаги. И самое простое и самое сложное изображение строится в рисунке с помощью линий и соотношения светлого и темного. Такой графический образ может быть предельно лаконичным — несколько росчерков, дополненных сильными контрастами светотени. Но он может быть и необыкновенно сложным и утонченным, созданным разнообразными приемами линейного штриха и тончайшими оттенками в переходе от светлого к темному.

Жан Батист  Грез 1725 1805У большого художника рисунок всегда технически прост и одновременно всегда бесконечно богат в своей образной выразительности. В его руках линия обладает волшебной способностью воссоздавать на маленьком листке бумаги объемные формы предметов и человеческие фигуры, реальное пространство вокруг них, свет и воздух, запечатлевать все многообразие увиденного в жизни, свои наблюдения и свои фантазии, свои мысли и переживания. И тогда, рассматривая рисунок художника, мы видим не только то, что он создал, но и то, как он это создавал. Мы угадываем его мысли и художественные искания, наблюдаем зарождение, развитие и воплощение его замысла, невольно проникаемся его творческим волнением. В свободно исполненном рисунке — независимо от того, создан он недавно или несколько столетий назад — всегда есть ощущение только что прерванной работы, ощущение, заставляющее с особенной непосредственностью вновь и вновь переживать живой процесс создания графического образа.

Искусство рисунка было известно с древнейших времен: оно всегда лежало в основе всякого изобразительного творчества. Однако самостоятельное художественное существование рисунка начинается значительно позднее — с эпохи Возрождения. Именно в это время рисунок, по-прежнему сохраняя подготовительное назначение, достигает высокой реалистической зрелости своего графического языка. Витторе Карпаччо — один из самых замечательных итальянских рисовальщиков раннего Возрождения. Представитель венецианской школы, он в своих маленьких рисунках обнаруживает такую тонкую живописность, какую еще трудно найти в его больших холстах. Он рисует пером легкими прерывистыми линиями, которые то сгущаются в темные штрихи-мазочки, то словно тают в прозрачном воздухе. Вместе с этой воздушностью, составляющей отныне неповторимую особенность венецианского рисунка, в эскизе «Св. Иероним в келье» удивительно живо передана спокойная и замкнутая атмосфера рабочей комнаты ученого, погруженного в свои занятия.

Выступавший в живописи и в своей эстетической теории как самый последовательный сторонник упадочного римского маньеризма, Федериго Цуккари в беглых натурных зарисовках неожиданно поражает смелой экспрессией и острым чувством реальности. Смешение коричневато-красных штрихов сангины с черными штрихами итальянского карандаша еще более усиливает напряженную динамику его графической манеры.

Гверчино — мастер XVII века — также проявил себя в рисунке выше чем в живописи, где каноны болонского академизма сильно ограничивали его природное дарование. Особенно красивы его стремительные эскизы пером, чуть оттененные пятнами размывки. Перо скользит у него по бумаге широкими, спутанными росчерками, выявляя движение фигур сильными ритмическими нажимами. В рисунке Пуссена движение линий замещается движением светотени. Строгий классик, он предстает перед нами в своих подготовительных набросках как мастер страстного темперамента и необузданной фантазии, достигающий желаемой гармонии лишь в законченных произведениях.

Больших успехов в развитии реалистического рисунка достигают фламандские и особенно голландские мастера XVII века. Образы родной природы и сцены повседневной жизни всегда в центре их внимания. Они не гонятся за виртуозностью исполнения, которая в то время так импонировала мастерам барокко. Добросовестное повествование, интерес к скромным бытовым деталям больше соответствуют их художественным воззрениям. Это, однако, не мешает многим из них в самом обыденном улавливать ту естественную поэтичность, какая есть, например, в «Пейзаже с ветряной мельницей» Яна ван Гойена. Томас Вейк, принадлежавший к так называемым «итальянизирующим» мастерам голландской школы, в простой зарисовке блеснул мастерством живописной отмывки бистром, воспринятой им в кругу римских рисовальщиков. Рисунок Хоогстратена ясно показывает насколько всепокоряющим было воздействие искусства гениального Рембрандта на всех тех, кто хоть немного поработал в его мастерской.

В XVIII столетии искусство рисунка вступает в период самого высокого артистизма. Независимо от конкретного назначения, рисунок — будь то беглый эскиз или законченная композиция — рассматривается теперь с точки зрения его художественной самоценности. Рисунки известных мастеров широко коллекционируются и воспроизводятся в гравюрах, знатоки их ценят наравне с произведениями живописи. Отточенная виртуозность и какая-то особенная непринужденность исполнения, изысканная декоративность формы, эмоциональная выразительность образов, лишенная подчас большой глубины и силы, но полная тонкого изящества и одухотворенности — таковы характерные черты графического стиля XVIII века. Его крупнейшим выразителем в Италии был венецианец Джованни-Баттиста Тьеполо.

Последний великий декоратор-монументалист, Тьеполо зачаровывает безмерной легкостью и широким размахом своей графической манеры. В несколько мгновений способен он набросать пером и кистью целую драматическую сцену, пронизанную бурной взволнованностью и страстью. Его рисунок не признает жестких линейных очертаний и тщательной моделировки. Он весь как бы соткан из света и воздуха: рваные штрихи и прозрачные пятна, разбросанные на листе, образуют единое живописное целое. В таких эскизах при крайнем лаконизме деталей найдено самое существенное; в них в сжатом виде уже заключено все то, что может быть развернуто в монументальной фреске или картине. Одаренным рисовальщиком был и Джованни-Доменико Тьеполо, который отличался от отца более резкой манерой.

Французская школа рисунка выдвинула в XVIII веке целую плеяду блестящих мастеров. Франсуа Буше, который первым начал вместе с картинами выставлять этюды, любил заканчивать свои рисунки пастелью. Традицию академического рисунка он истолковывает в духе искусства рококо, дополняя четкую пластическую моделировку форм живописными эффектами мягкой штриховки. Очень живые и выразительные этюды с натуры Грёза, исполненные с подлинным графическим блеском, почти полностью свободны от сентиментальной нравоучительности, которая так назойлива в его картинах. Фрагонар — один из самых выдающихся французских рисовальщиков той эпохи — в своих больших листах (пейзажах или жанровых сценах) совершенно отказывается от линейного рисунка. Поверх предварительного наброска свинцовым карандашом он наносит кистью нежнейшие слои отмывки желтрвато-коричневого бистра, достигая почти неуловимых глазом оттенков в живописной вибрации основного тона. «Рисовальщик королевских садов» Гюбер Робер также стремится передать в пейзажных зарисовках очарование живописных эффектов. Рисуя сангиной, он стушевывает отдельные штрихи в сплошные пятна, светлыми и темными тонами обозначая воздушную среду и массы декоративной зелени.

В. Гращенков

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...
    Подробнее

Популярное


  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого.
    Подробнее
  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было.
    Подробнее
  • Музыка и поэзия. Немного истории

    Поэзия и музыка словно родились под знаком Близнецов. И хотя совершенно очевидно, что «рождение» этих искусств было вовсе не одновременным, оба означены постоянным тяготением друг к другу. Тайны тут нет: оба этих рода искусства взросли из одного зерна, вышли из одного лона — народного музыкальнопоэтического искусства.
    Подробнее
| Карта сайта |