Художники "Мира искусства" и театрально-декоративное искусство.

1900 - 1905 гг.

Начало нового этапа русского декорационного искусства ознаменовало собою широкое вовлечение в русло театра крупнейших живописцев и прежде всего художников "Мира искусства".

В провозглашенной ими широкой программе возрождения искусства, "светоча красоты", театр занимал отнюдь не последнее место. Они включили в круг своих художественных интересов театр как вид искусства, близкий им по их творческим принципам, отвечающий их эстетической программе. Театральна была сама живопись этих мастеров, ибо они стремились не к воспроизведению реальной жизни, а к созданию возвышенного мира художественных образов, где прихотливо сочеталось настоящее и ненастоящее, так напоминая атмосферу сценических подмостков. Театр влек мастеров "Мира искусств" и как область больших синтетических возможностей, где они могли развернуть свои поиски большого стиля.

Очистить сцену от косных традиций, вернуть ей силу зрелищности, угасший аромат театральности, создавать постановки большого стиля, высокого и утонченного совершенства - такова была главная и конечная цель их театральной деятельности.

Любовь к сцене началась у некоторых из них, как например, у Бенуа, Лансере, еще в молодости. Они - постоянные посетители балета, они пристально следят за всем новым, что несло с собой искусство театра. Так, во время гастролей труппы Мейнингенцев Бенуа вместе со своими друзьями анализирует спектакли, делает зарисовки отдельных сцен и персонажей, изучает постановочные принципы.

Широта и универсализм художественных воззрений, стремление синтетически охватить явления культуры плодотворно соединялись с театральной направленностью их интересов. Мастера "Мира искусства" были твердо уверенны в том, что они смогут взять судьбы русского театра в свои руки, что они вполне подготовлены для высокой миссии обновления сценического искусства.

Их театральные привязанности были в ту пору широки и многообразны. Рассматривая спектакль как целостное гармоническое произведение, в котором "царит одна мысль, тяготея к синтетичности театрального зрелища, они искали в нем прежде всего воплощения высокой и совершенной художественности. Поэтому они принимали в театре все, что было отмечено подлинно артистическим началом. Не приемля демократической идейной направленности исканий Московского Художественного театра, они тем не менее приветствовали постановки театра, видя в них новое большое театральное явление, разрушающее обветшалые традиции старой сцены, восстанавливающее своими постановками высокий идеал художественности. И даже такой революционно-тенденциозный спектакль, как "На дне", встретил поддержку "Мира искусства". И в то же время "мирискусники" тяготели к символизму, поднимая на щит Метерлинка.

Расплывчатость и неопределенность их театральных пристрастий отразились и в критических статьях журнала "Мир искусства". Так, Д. Философов, хотя и не всегда выражавший идейные позиции кружка, в оценке Художественного театра сближался с Бенуа. Поддерживая постановочные принципы МХТ, Философов высоко оценивал реалистическую и психологическую правдивость оформления Симова в "Дяде Ване". И почти одновременно журнал отстаивает символистские принципы условности постановки и сценического оформления, провозглашенные В. Брюсовым в его статье "Ненужная правда". Но, как бы то ни было, современная проблематика развития русского театра для мастеров "Мира искусства" была в известной мере чуждой. Ретроспективизм их художественных идеалов, созерцательный пассеизм, культ красоты прошлого влекли их к зрелищам, приподнятым над злободневной действительностью. Они мечтают о спектаклях, исполненных монументального величия, о театральности, воплощенной прежде всего в живописи больших форм, которая была характерна для классических периодов сценического искусства. И поэтому "мирискусники" так бурно приветствовали первые шаги Коровина и Головина, видя в их работах начало пути к зрелищному спектаклю большого стиля.

И художники "Мира искусства", сплотившиеся вокруг А. Бенуа, решают начать этот путь к большой сценической живописи, но не на основе стихийной живописности, свойственной ранним работам Коровина и Головина, а в четко разработанной концепции театрального метода, в котором главенствующим была установка на "стиль". "Стиль, идеальная мера и пропорция, идеально выдержанная условность" - такую задачу выдвигал перед художником-декоратором А. Бенуа.

Вместе с Дягилевым Бенуа развивает активную деятельность, чтобы влиять на судьбы императорской сцены. Они усиленно продвигают группу "Мира искусства" в казенные театры, стремясь завладеть здесь ключевыми позициями, освежить репертуар, обновить постановочные принципы и весь облик оформления. Однако их театральная практика была в эти годы еще бедна и носила, скорее, эпизодический характер.

Стилизм, как ведущий принцип их театральной эстетики, сразу очертил узкий круг сюжетов и тем, над которыми они предпочитали работать на театре. Их привлекла музыка и сюжет "Сильвии" Л. Делиба, в которой они намеревались возродить попранную казенной сценой красоту. В 1901 году Бенуа сам разрабатывает программу балета, привлекая к написанию декораций и костюмов Лансере, Серова, Бакста. Однако этот их первый коллективный дебют на казенной сцене окончился неудачей - спектакль не был поставлен.

В 1902 году Бенуа вновь пригласили в императорский театр. Он осуществляет постановку "Гибели богов" Вагнера, выступая и как режиссер, и как художник спектакля. Обращение к Вагнеру у Бенуа было не случайно. Он хочет вернуть музыкальной драме синтетическое единство музыки и драматического действия, которое провозглашал композитор, снять с оперы налет ложно-романтической монументальности, господствовавшей в традиционных постановках Байрейтской сцены. Бенуа создал поэтично сдержанные картины северной природы, в которых ощущалось влияние современных финских художников.

Со своими излюбленными сюжетами выступил на казенной сцене и Бакст. В 1902 и 1904 годах в оформлении художника были поставлены в Александринском театре трагедия Еврипида "Ипполит" (1902) и " Эдип в Колоне" Софокла (1904).

Режиссер Ю. Озаровский стремился воссоздать подлинно музейный образ античности. Однако Бакст, правда, еще робко нащупывает путь к тому декоративному стилизму, который будет характерен для него в 1910-е годы. В несменявшейся декорации к "Ипполиту" он обыгрывает гиперболизованный зрительный эффект двух гигантских архаических статуй, фланкирующих дворец Тезея. Художник стилизует в костюмах мотивы архаической орнаментики, хотя его рисунок еще не отточен, в нем нет пока артистической виртуозности.

В театральной практике мастеров "Мира искусства" уже наметились контуры будущего. Но их театральный стиль еще не сформировался, и их влияние на русскую сцену еще не раскрылись полностью. Свою значительную роль в развитии русской театральной декорации "Мир искусства" сыграет на следующем этапе, уже после 1905 года.

М. В. Давыдова. 1969 г.

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...
    Подробнее

Популярное


  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого.
    Подробнее
  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было.
    Подробнее
  • Музыка и поэзия. Немного истории

    Поэзия и музыка словно родились под знаком Близнецов. И хотя совершенно очевидно, что «рождение» этих искусств было вовсе не одновременным, оба означены постоянным тяготением друг к другу. Тайны тут нет: оба этих рода искусства взросли из одного зерна, вышли из одного лона — народного музыкальнопоэтического искусства.
    Подробнее
| Карта сайта |