Феномен Петриковки. Часть вторая.

Феномен Петриковки. Часть первая. 

Испокон веков в Петриковке искусство соединяет души любовью, семейное счастье и совместное творчество там нераздельны.

Петриковская росписьСупругам Марии и Андрею Пикуш искусство росписи открыло важные законы жизни, его большие тайны. Они уверены, что Петриковка это дитя коллективного творчества многих поколений, традиция, которая тянется веками, хотя Петриковка и молодое село, а именно с того времени, когда появилась прародительница украинской архитектуры - белая крестьянская хата-мазанка. И поэтому традиция настенной росписи, предметов обихода так любима и распространена. Она постоянно пронизывала всю историю нашего национального народного искусства.

В Петриковке существовала одно предприятие, в рамках государственной монополии, фабрика "Петриковская роспись".

Разные тарели, шкатулки изготовлялись из прессованных опилок, связанных крахмалом, который под давлением и температурой застывал и склеивал частички опилок.. В ассортименте несколько десятков видов. Это яркий пример того, как применялись технологии не свойственные Петриковки. Это были технологии художественной промышленности.

Желание поставить уникальное творчество на конвейер стало серьезным испытанием для петриковчан, приходилось каждый день повторять одни и те же сюжеты. Главным критерием в работе стал план. Как же тяжело было удержать творческий уровень, лелеять вдохновение, не отсечь крылья фантазий в условиях фабричного производства. Наверное, феномен Петриковки также в том, что мастера не потеряли художественный вкус, их не искусили стереотипами и не подкупили заработками. В это время петриковское искусство начало удивлять мир. Людмила Горбуля была одним из тех мастеров, которые в 1986 году побывали в Париже, в штаб-квартире Юнеско с работами петриковских мастеров и представила там свои работы. Люди приходили с восторгом, хотели выкупить всю выставку, но тогда это было невозможно, все роботы должны были быть возвращены в Союз. По решению Юнеско, народный петриковский промысел был объявлен всемирным достоянием. Международное признание помогло спасти уникальную отрасль украинского изобразительного искусства, поддержало мастеров.

ПетриковкаУспех 80-десятых годов позвал к жизни новые свежие струи. Молодые, но уже опытные мастера, поддержанные старейшиной петриковской росписи Василием Соколенко, объединились в творческий союз. Под его руководством мастера освоили дерево, начали изготовлять деревянные изделия: вазы, ложки. Художественная школа Василия Соколенко, его творческие и жизненные установки помогли выстоять Петриковке в тяжелые времена и смело перейти к поиску новых тем, нового содержания. Петриковка снова удивила мир.

Василий Соколенко считал, что вся жизнь складывается из цветов. Утонченное сочетание формы и цвета, объема и содержания расширило границы творческих задумок петриковских мастеров. Именно Василию Соколенко удалось показать петриковскую роспись в теме, чтобы она о чем-то говорила. Он создал композицию на песню Мареничей "І коня я мав, і стежку я знав, і мати пускала". И все нужно передать без карандаша, только бумага, рука, щеточка. У него очень много учеников, потому что мастер преподавал 35 лет и в художественной школе , и в средней школе. Сейчас некоторые из них имеют мастерские на дому. На фабрике было собрано 106 мастеров, тоже его ученики.

Роспись с. ПетриковкиНовое время поставило перед петриковскими мастерами новые требования. Появились целые серии картин, объединенные одним сюжетом. Так появились росписи на сказочные сюжеты. Одна из них описывала историю одной пары. В Петриковке когда-то жили казаки. Холостые, шли доживать жизнь в монастырь, а женатые возвращались в свои курени. На первой картине казак вернулся в свой дом, на котором сидит один аист, это символ того, что он одинокий, в его жизни осень. Зато у него дочка была, у которой весна, молодая и зеленая. А у дочки был хороший парень, эту пару вся Петриковка любила. И эти молодые собирались пожениться, потому что над головами церковь стоит. Но они не дожили до этого счастливого дня, так как напали крымчане, подпалили Петриковку. Тех, кого поймали, в ясир погнали, а эти молодые погибли в неравном бою. Когда люди, после этого нашествия, вышли из укрытий и увидели, что дети лежат неживые, то они оплакали и похоронили их в одном гробу. А на могиле посадили самую обыкновенную вишню, но она выросла такая пышная, аккуратная и хорошенькая, какой была девушка , а к климату нетребовательная как парень. Когда пошли отростки от этой вишни, люди начали брать их и садить в сады. Вот оттуда петриковская вишня.

Петриковка росписьПетриковский центр народного творчества объединил ведущих мастеров. Продолжаются старые традиции, тут работают целые династии. Рядом со Светланой Биленко трудятся ее мать и отец. Под кисточками умельцев снова распускаются удивительные "цибульки" и "кучерявки", взлетают невиданные жар-птицы. Но искусство всегда двигается, развивается из-за того, что появляются новые материалы, новые краски, новые возможности. Все это толкает на развитие, поэтому мастера всегда применяют все то, что им дарит цивилизация. Каждый мастер имеет свой индивидуальный почерк. Из-за этого нельзя спутать двух мастеров никак, их работы отличаются по почерку. Даже родственники имеют свое неповторное художественное виденье, оригинальную манеру рисования. Неповторимость - это тоже феномен петриковских росписей. Гордость Петриковки - Татьяна Пата, которая прожила 95 лет и воспитала целое поколение продолжателей своего дела. Настоящими мастерицами декоративной росписи были Ирина Пилипенко и Мария Павленко. Оригиналы работ, которые они рисовали тысячами, украшали много сел. В 1936 году Александр Статева собрал мастеров, которые работали, подготовил выставку и повез в Киев. И Киев открыл Петриковскую школу декоративной росписи. Перед их картинами люди останавливались как заколдованные. Их золотые руки хотелось поцеловать. Мастериц называли творцами нового художественного мира. Сейчас во многих музеях хранятся работы этих выдающихся мастериц. Их цветочные фантазии созданы согласно народным представлениям про красоту. Хочется еще раз прийти туда где они собраны, дотронуться к чистому источнику народного творчества.

Волшебную красоту Петряковского цветка первым оценил известный украинский историк и этнограф Дмитрий Иванович Яворницкий. Он был первым из ученых, который начал изучать, коллекционировать и собирать народное искусство петриковской росписи. Ученый привлекал к этому всех кого только мог. Когда к нему обратилась одна молодая девушка и попросила предоставить ей рекомендации в Петербургскую академию искусств, то он поставил условие. Она должна была проехать по окружающим селам и сделать копии настенных росписей. Так в 1911 по поручению Яворницкого по селам Екатеринославщины проехала с этнографической целью Евгения Константиновна Эвенбах, она сделала около 30-ти акварельных копий с росписей простых крестьянских домов. Акварельные копии, сделанные баронессой Эвенбах, сохранились в мемориальном музее Яворницкого. Таким образом, Эвенбах сделала огромный вклад в научное собрание. Благодаря этому теперь мы знаем, что Петриковка была не островом, а органическим проявлением культуры Приднепровья.

исп. материалы  док. фильма "Феномен Петриківки"
             

А. В. Гришина

Феномен Петриковки. Часть первая.

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...
    Подробнее

Популярное


  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого.
    Подробнее
  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было.
    Подробнее
  • Музыка и поэзия. Немного истории

    Поэзия и музыка словно родились под знаком Близнецов. И хотя совершенно очевидно, что «рождение» этих искусств было вовсе не одновременным, оба означены постоянным тяготением друг к другу. Тайны тут нет: оба этих рода искусства взросли из одного зерна, вышли из одного лона — народного музыкальнопоэтического искусства.
    Подробнее
| Карта сайта |