Судьба панорамы Бородинской битвы сложилась своеобразно. Выдающийся художник-баталист Франц Алексеевич Рубо со своими помощниками создал Бородинскую панораму в 1910 - 1912 годах. В ряду крупнейших произведений монументального искусства она занимает одно из первых мест как по значительности темы, так и по своим размерам. Грандиозный патриотический сюжет в произведении Рубо получил достойное и законченное воплощение. Длина и высота живописного полотна составляют соответственно 115 и 14 метров, площадь его достигает 1600 квадратных метров, а общая площадь предметного плана превосходит тысячу квадратных метров.
Говоря о любом произведении искусства, мы определяем его эстетическую ценность в первую очередь по тому, насколько цельный и соответствующий внутренней сущности жизненного явления художественный образ воссоздан в нем. А применим ли этот критерий к панораме, на которой около полутора тысяч фигур изображено в боевом действии, раскинувшемся на колоссальной площади? Не утрачивается ли при таких циклопических масштабах цельность художественного образа и не превращается ли само произведение просто в гигантскую иллюстрацию военно-исторического события?
Подобной опасности Рубо полностью избежал. Можно часами неотрывно смотреть на полотно панорамы, переходя от одного эпизода к другому, можно подолгу очень внимательно разглядывать отдельные локальные сцены, изображенные на полотне, но ни на мгновение вы не воспримете их как повествование, главное достоинство которого в документальной точности изображения. Один эпизод сливается с другим, переходит в него, весь сюжет прочно связан и цельной, продуманной композицией и единым ритмом и цветом. Художник вывел на поле сражения огромную армию, и, подобно опытному полководцу, ни на мгновение не потерял власти над ней, умело управляет ею, мгновение не потерял власти над ней, умело управляет ею, видит не только картину сражения в целом, но и его отдельные участки.
Рубо воссоздал эту картину гигантского сражения и в деталях, которым он был скрупулезно верен, и в целом. Ему удалось передать не только военно-исторический смысл события, его эмоциональную суть. Не приковывая внимания зрителя к отдельным персонажам, не воспевая полководцев (кстати, почти все конкретные участники сражения изображены на полотне на дальнем плане), художник воссоздал главное - многогранный образ русского солдата, совершающего самое великое деяние - героический подвиг во имя Отчизны. Произведение Рубо проникнуто ощущением массового подвига, тяжелого и величественного воинского труда. Битва была беспощадной. Прошлое, настоящее и будущее народа слилось в ней. На полотне изображен один из наиболее критических моментов сражения, когда в битву с обеих сторон было введено наибольшее количество войск, когда французам удалось ценой невероятных жертв после многочасового штурма овладеть Багратионовыми флешами и Наполеон, окрыленный этим призрачным успехом, направляет главные силы на центр русской позиции - на "батарею Раевского".
Но почему атака французами этого участка вынесена художником на второй план? Почему главное внимание зрителя сосредоточено на боевых схватках, которые происходили, так сказать, на периферии сражения? Эта сторона художественного замысла весьма примечательна. Рубо как бы разоблачает ошибку Наполеона, считавшего, что успех на главном участке неминуемо обеспечит победу. Художник показывает, что судьба сражения решалась везде, что не было в этой битве главных и второстепенных участков и участников, что все, кто сражался здесь, - равны; от полководца, наблюдающего за ходом боя, до простого гренадера Павловского полка, устремившегося со штыком наперевес на неприятеля, подходящего к Семеновскому оврагу.
И хотя в тот момент, который изображен на полотне, судьба битвы еще не была решена, хотя предстояло еще немало часов сражения и многим тысячам его участников суждено было погибнуть, хотя французы еще не исчерпали своего наступательного порыва и продолжали яростно атаковать, - эмоциональное воздействие панорамы вполне определено: неприятель столкнулся с таким сопротивлением, с таким героизмом русской армии, что его напор неминуемо ослабнет, и он не добьется успеха. Моральное превосходство русской армии - то, что предопределило поражение Наполеона в этом бою, - схвачено и передано в панораме с необыкновенной силой. Может быть, поэтому панорама и производит такое приподнятое впечатление и независимо от конкретного сюжета неизбежно рождает у зрителя светлое, победное настроение.
Огромное полотно панорамы очень декоративно. Приемы чисто зрительного воздействия использованы Рубо разнообразно. Художник не поскупился на то, чтобы ритмично разместить на полотне сочные красочные пятна: золотистое поле нескошенной ржи, черные массы обгорелых изб деревни Семеновская; прозрачную голубую поверхность ручья, протекающего на дне оврага, зеленые перелески. Предметы переднего, объемного плана, решенного без всякой перегрузки, одними лишь деталями, дополняют живопись и, сливаясь с нею воедино, обеспечивают главное - зритель становится как бы участником события.
Вскоре после своего создания, летом 1912 года, панорама была экспонирована в Москве, но через два года ее закрыли. Начались многолетние скитания, во время которых полностью пропал предметный план (не сохранились даже фотографий) и погибла значительная часть живописи - широкая полоса полотна, на которой было изображено небо и участок батальной живописи.
В 1949 году группа известных советских художников-реставраторов во главе с М.Ф.Ивановым-Чуроновым приступила к реставрации полотна. В результате длительной, кропотливой и невероятной по своей сложности работы холст был спасен.
В 1961 году было принято решение о восстановлении "Бородинской панорамы" в Москве, к работе приступила группа художников, возглавленная известным баталистом лауреатом Государственной премии И.В.Евстигнеевым. И.В.Евстигнеев трудился над восстановлением утраченной части батальной живописи (ее площадь - около 40 кв. м.), одновременно внеся в панораму два существенных исправления: теперь на полотне изображен раненый Багратион, покидающий поле сражения, а фигуры Кутузова и членов его штаба, вынесенные у Рубо на самый дальний план и совершенно неприметные, приближены к зрителю.
В специальном монументальном здании, сооруженном на Кутузовском проспекте столицы, вблизи исторической избы, где происходил военный совет в Филях, полотно было навешено, и художники приступили к живописи, а реставраторы - к заключительным этапам реставрационных работ. Здесь же под руководством художника Б.Н.Беляева заново создан предметный план панорамы.
Г. Богуславский
|