Украинская народная декоративная живопись в дореволюционный период развивалась в виде росписей круглой деревянной скульптуры, мебели, деревянных предметов домашнего обихода, настенных росписей жилищ и надворных хозяйственных построек, а также писанок. Судьба каждого из этих видов народной декоративной живописи далеко не одинакова.
До нашего времени сохранилось немало деревянных фигур, украшавших почти до конца XVIII в. церковные иконостасы. Во многих местностях, особенно по селам, такие фигуры раскрашивались масляными красками. Росписи эти исчезли в начале прошлого века, когда Синод постановил изъять из церквей все скульптурные изображения святых, видя в них проявление влияния католицизма на православную церковь.
Однако раскрашенные деревянные скульптуры продолжали оставаться в народном быту и в XIX в. в виде резных ульев, изображавших Зосиму и Савватия — покровителей пчеловодства. Они были чуть ли не обязательными для пасек в северной и средней полосе Украины. В южной, степной части Украины встречались ульи-долбанки в виде головы казака с чубом или целой сидящей фигуры. Кроме раскрашенных ульев - скульптур, в это время имели распространение ульи с нарисованными на них разными картинками. Среди них можно было встретить изображения Железняка и Гонты верхом на конях и с копьями в руках, а также Адама и Евы в раю, звонаря за работой, петуха, ведущего за собой цыплят, и др.
Широкое распространение в крестьянском быту получили росписи масляными красками жилищ (особенно дверей и ставен) и мебели. Росписи эти обычно носили орнаментально-декоративный характер.
Особенно интересны росписи сундуков, которые в крестьянских семьях были своеобразными реликвиями, передававшимися из поколения в поколение. В хате сундук обычно стоял на самом видном месте и должен был свидетельствовать о достатке семьи.
Форма сундуков и характер их росписей дают возможность почти безошибочно определить, из какой именно местности они происходят. Интересно отметить, что изготовление сундуков связано главным образом с лесной и лесостепной полосой; в южных районах сундуки изготовлялись из привозного леса, иногда же в степные районы готовые сундуки привозились из центральных и северных губерний, а расписывали их уже на месте.
Интересен сундук с Киевщины, датируемый XVIII в. и хранящийся в Киевском музее украинского народного декоративного искусства. На передней стенке в центре изображен «Казак Мамай», играющий на бандуре. По обеим сторонам от него нарисованы два больших вазона с пышными цветами. По стилевым признакам это народная интерпретация барочного вышивального и коврового орнамента того времени.
Подобный же мотив можно увидеть на одной из долбанок для хранения белья, датируемой началом XIX в..
Росписи сундуков XIX — начала XX в. отличаются ярко выраженными местными особенностями. Черниговские сундуки преимущественно черные или темно-синие с яркими большими цветами — белыми, желтыми, красными — в медальонах и гроздьями в виде волнистых узоров. Полтавские сундуки похожи на черниговские: они тоже расписаны по темному фону крупным цветочным орнаментом ясных тонов с четким ритмичным его повторением. Совсем иное можно наблюдать на сундуках с Днепропетровщины. Они обычно окрашены в яркие цвета: желтый, чаще — в сочный зеленый. Орнамент более мелкий по сравнению с полтавским и очень разнообразен по мотивам.
Сундуки западных областей Украины отличаются от сундуков приднепровских. Они более массивны и расписаны преимущественно мелким орнаментом, закомпонованным в декоративные рамки, подчеркивающие форму сундука. Иногда орнамент, применяемый в росписях сундуков Львовщины, близок к орнаменту настенных росписей или рисунков набивных тканей. Другие сундуки из западных районов Львовщины по характеру росписей приближаются к польской народной декоративной живописи.
Гуцульские сундуки похожи на столы. Они декорированы контурным геометрическим орнаментом, в пределах которого фигуры окрашены коричневой, охристой, черной, иногда белой красками. Здесь краски только помогают выявлению резного орнамента.
Не меньшее распространение в народном быту получила деревянная расписная посуда, вернее, деревянные тарелки для хлеба круглой или овальной формы. В XVIII в. их вырезывали вручную, а с конца XIX — вытачивали на токарном станке. Праздничные тарелки имели изысканную форму — квадратную с врезанными углами (полукруглыми или в виде удлиненных лепестков). Глубина тарелок небольшая и во всех областях почти одинаковая. Форма тарелки обуславливала и композицию росписи. В самых ранних тарелках главная часть орнаментальной композиции заполняла всю среднюю площадь, а вокруг, на свободных местах, помещались дополнительные, более мелкие орнаментальные мотивы. В позднейших росписях становится обязательной орнаментация венчика, уравновешенная с центральной частью декора. По колориту росписи тарелок сходны с росписями сундуков и имеют те же самые местные признаки.
По сюжету — это преимущественно цветочные орнаменты, композиции с птицами среди цветов и ягод, а еще чаще — изображения рыбы, ножа, вилки, зеленых огурцов и т. п. Такие тарелки предназначались для праздничного стола, а в будни — выставлялись на полке и служили украшением хаты.
В XVIII — начале XIX в. получило распространение расписывание масляными красками резных деталей саней и возов. Позднее задки на санях и возах стали украшать прямыми и кривыми цветными полосками разной толщины по ровной плоскости доски.
К 1911 году относятся расписные сани с Уманщины, где элементы геометрического резного контурного орнамента сочетаются с цветочным. Центром отдельной росписи здесь является вырезанная под циркуль шестилепестковая розетка, вокруг которой компонуются веточки с ягодами и традиционным растительным мотивом, называемым «вылоги» и распространенным в настенных росписях, в керамике и вышивке. Здесь имеются также росписи, в которых наряду с геометрическим и растительным орнаментом фигурируют изображения рыб, птиц и лошадей.
В 1920-х годах в разных районах Киевщины и Подолии встречались росписи на задках саней, близкие по характеру к вышеупомянутым. Из новых элементов орнамента были распространены изображения советской эмблематики — пятиконечная звезда, серп, молот, советский герб. С изменением форм ведения хозяйства на селе и с появлением автотранспорта этот вид росписей постепенно исчезает, и на первый план выходят другие разновидности росписей.
Со средины 1930-х годов народные мастера из с. Петриковка Днепропетровской области сестры В. и Г. Павленко и М. Тимченко начинают расписывать масляными красками небольшие, разной формы коробочки из дерева, служившие пудреницами. Росписи производились непосредственно по дереву без всякой грунтовки и поэтому были очень неустойчивы.
После Великой Отечественной войны такие росписи возродились на новой технической основе — это была уже подлаковая роспись на черном фоне, основанная тоже на традиционном петриковском цветочном орнаменте. Подобные росписи выполнялись петриковскими мастерами, которые работали на Киевском экспериментальном керамико-художественном заводе.
А с 1958 года цех подлаковой росписи открылся при фабрике «Дружба» в самой Петриковке. Молодые художники, возглавляемые народным мастером Ф. Панко, обратились к местным традициям декоративной живописи. Петриковцы стали делать некоторые свои росписи не на черном, а на охристом или сочном зеленом фоне, т. е. так, как обычно раскрашивались сундуки на Днепропетровщине еще задолго до революции.
Обращение к местным традициям обеспечило успешное развитие нового художественного промысла.
В последнее время наблюдается возвращение народных мастеров к росписям деревянных тарелок, изготовленных на токарном станке. Расписываются они прямо по дереву масляными красками, а сверху покрываются прозрачным лаком, благодаря чему лучше выявляется фактура дерева, а сами росписи становятся звонче по цвету и устойчивее. Тарелки эти предназначены для украшения интерьера.
Б. С. Бутник-Сиверский 1964 г. |