У хивинских мастеров

Тысячелетнее развитие гончарства явилось той благодатной почвой, на которой взросло в Узбекистане искусство керамики. Выработанное в течение веков чувство декоративности помогало народным художникам отбирать и совершенствовать формы и цветовые сочетания. Прекрасные архитектурные изразцы, сверкающие на ослепительном солнце свежестью бирюзы или контрастными сочетаниями сине-белых тонов, и сегодня производят сказочное впечатление.

 

Конечно, в каждую эпоху мастера вносили что-то свое: менялась архитектура, соответственно менялись масштабы, узоры, но при всем этом оставалось и нечто общее, имя чему - традиция. Это в особенности чувствуется при сравнении древнейшей археологической керамики с современной, в частности с почти неизвестной керамикой Хивы. В Хиве работают мастера - Хударген Матякубов (1926 г. рожд.), и Исмаил Артихов (1932 г. рожд.). О них ничего не знают ни в Узбекском союзе художников, ни в Самаркандском и даже в Хивинском музеях. Между тем керамика этих мастеров заслуживает большого внимания.

 

Артихов работает по преимуществу в красновато-зеленоватой гамме, Матякубов предпочитает бирюзовую или синюю. Большая часть их изделий - блюда, миски, кувшины - находят свое место в жилище. Они продаются на базаре и их охотно покупают жители города и соседних кишлаков.

 

Достаточно один раз посмотреть на изделия хивинских мастеров, чтобы признать их среднеазиатское происхождение, настолько они похожи на археологические образцы, выставленные в музеях. Поражает сходство керамики Х.Матякубова с керамикой древнего Хорезма и Афрасиаба. Конечно, это сходство не полное: и форма блюда, и характер сочетания узора с формой совсем иной. Нет в ней той изысканной утонченности, присущей древней керамике: она проще, лаконичнее и грубее, что связано с иным характером производства. И тем не менее традиционность несомненна: то же контрастное сочетание цветов, орнаментация бортов, центричность и т. д.

 

Артихову присуща весьма дробная манера, Матякубову более свойствен широкий, обобщенный почерк. Его узоры выделяются своеобразной монументальностью. В них преобладают стилизованные цвет, в которых иногда можно распознать цветы хлопка. Как правило, они расположены центрично и точно соответствуют форме блюда. Иногда их лепестки обрываются у самого борта тарелки, но не переходят на борт. Борта украшены крестообразными полосами с мелкими стилизованными цветами-пятнами или различно пересекающимися линиями. Орнаментация борта подчеркивает центральное изображение благодаря внутреннему контрасту крупного и мелкого. Эта общая схема узора имеет множество вариаций. Введением дополнительных штрихов, зигзагов, извилин, большей или меньшей заливкой фона Матякубов делает каждое блюдо неповторимым.

 

Так, например, одно из его блюд имеет в центре сильно стилизованное изображение цветка распустившегося хлопка. Быстро нанесенные две крестообразные бирюзовые полосы делят дно тарелки на четыре асимметричные зоны - лепестки цветка. Каждый лепесток украшен кружком - глазком того же бирюзового цвета. Лепестки обрываются у борта тарелки. Центральное изображение подчеркнуто и выделено раскраской борта пересекающимися линиями, в результате чего образуется своеобразный сетчатый узор. Полива, меняющая свой цвет в процессе обжига от сине-голубого, бирюзового до зеленого, придает блюду особое очарование.

 

Работы И.Артихова и Х.Матякубова убеждают в том, что создание современных национальных вещей возможно лишь при новаторстве, основанном на глубоком знании традиций и их творческом освоении. Они также дают основания говорить об их создателях, как о своеобразных народных художниках.

 

Г.Бочаров. 1963 г.

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...
    Подробнее

Популярное


  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого.
    Подробнее
  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было.
    Подробнее
  • Музыка и поэзия. Немного истории

    Поэзия и музыка словно родились под знаком Близнецов. И хотя совершенно очевидно, что «рождение» этих искусств было вовсе не одновременным, оба означены постоянным тяготением друг к другу. Тайны тут нет: оба этих рода искусства взросли из одного зерна, вышли из одного лона — народного музыкальнопоэтического искусства.
    Подробнее
| Карта сайта |