Скульптура малых форм.

"Иногда мне самой приходилось задавать вопрос, почему я выбрала вот эту самую "скульптуру малых форм" как основную область своей работы.

сульптура малых формКонечно, лично у меня большую часть моей творческой жизни условия были таковы, что разогнаться на большую скульптуру не было никакой возможности. Но это ли явилось главной, глубинной причиной, определившей мое стремление к малым формам? И вот тут я начинаю вспоминать... В детстве мне не приходилось сталкиваться со скульптурой, но на столе у отца стояла фарфоровая пепельница. Она изображала собой лукошко, на край которого положена дощечка, а на дощечке сидят две тряпочные куклы - одна розовая, другая голубая. Маленькая девочка в деревенской рубашонке стоит на коленях и играет этими куклами; она босая, у нее такие прелестные ножки, распущенные волосы легли по плечам...

Я могла бесконечно долго, взобравшись на стул, любоваться этой пепельницей - она и сейчас мне представляется очень интересным образцом мелкой пластики.

Когда я училась в институте, я стремилась делать большие скульптуры, мы все к этому стремились, но потом мне для того, чтобы выразить свои мысли, стало достаточно малого размера; мне даже кажется, что в малой скульптуре часто можно выразить больше, чем в большой. Здесь мысль выражается очень компактно, и главное, удобно ее воплощать. Поставь скульптуру где-нибудь на стол или на подставку и изучай, любуйся, находи все новые элементы.

Нужно ли всем скульпторам работать в малых формах? Думаю, это обогащает художника. Порой скульптура малых форм пластически решена так, что смотрится как монументальное произведение, если удачно понять пропорции, силуэт, найти место в пространстве.

Ну а еще вот если ввести цвет - то уже совсем интересно.

О тиражировании. Я испытала чувство ужаса, когда увидела впервые на складе пол, весь заставленный "партией" моей одной скульптуры, - это было страшное дело, до чего она была изуродована, затерта, замалевана.
Но я думаю, что если ограничить тираж и внимательно выполнять каждый экземпляр, то скульптуру можно тиражировать - вспоминаю опять девочку на пепельнице.

Темы в скульптуре малых форм могут быть более интимными, более разнообразными, чем в большой скульптуре. С декоративно-прикладным искусством скульптура малых форм, по-видимому, смыкается. Обычно тот, кто работает в скульптуре малых форм, начинает работать и над посудой, и над пепельницами, подсвечниками, декоративными блюдами и т. п. Может быть, на это наталкивает сам материал, его цвет. Откровенно говоря, здесь даже трудно провести грань между скульптурой малых форм и декоративно-прикладным искусством.

М. Холодная. 1982 г.

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...
    Подробнее

Популярное


  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого.
    Подробнее
  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было.
    Подробнее
  • Музыка и поэзия. Немного истории

    Поэзия и музыка словно родились под знаком Близнецов. И хотя совершенно очевидно, что «рождение» этих искусств было вовсе не одновременным, оба означены постоянным тяготением друг к другу. Тайны тут нет: оба этих рода искусства взросли из одного зерна, вышли из одного лона — народного музыкальнопоэтического искусства.
    Подробнее
| Карта сайта |