Скопинская керамика конца 19 - начала 20 века.

В городе Скопине Рязанской губернии на основе издавна существовавшего гончарного ремесла и богатых запасов местного сырья развивается яркое, необычайно своеобразное производство поливных глиняных изделий. Здесь в значительных размерах изготовляется простая гончарная посуда классически отработанных традиционных форм.

Скопинская керамикаОднако славу Скопину создали другие изделия, новые для второй половины века, отличавшиеся от старых своей декоративной коричневой или ярко-зеленой глазурью, которая скопинскими мастерами ранее не применялась.

Скопинские миски, горшки, кувшины, крынки славились прочностью и добротностью; их возили на продажу в Тамбов, Ростов, Таганрог. Во второй половине века наряду с простой гончарной посудой в Скопине начинают изготовляться и более сложные по форме декоративные сосуды и скульптуры. Это производство,имевшее меньшее промышленное значение, чем простое гончарство, получило значительную известность.

Единичные вначале изделия очень скоро стали выполняться не только по заказам, но и на ярмарки - В Рязань и Москву. Они отличались необыкновенно оригинальным обликом, скульптурным богатством форм, острой декоративной выразительностью фантастических зооморфных и антропоморфных фигур, причудливо сливавшихся с формами сосудов. Связанные с древнейшими мифологическими представлениями народа, они в то же время живо вбирали в себя веяния современности. Изображения фантастических существ - драконов, кентавров ("полканов"), сказочных "дивов", являвшихся или просто скульптурами, или одновременно сосудами, подсвечниками и т. д., наделялись подмеченными в окружающей жизни чертами; фигурки людей часто одевались в современные городские костюмы, поражая живостью и точностью движений, одновременно чаруя непосредственностью и уверенностью, с которой их смело обобщенные формы сочетались с отвлеченными объемами сосудов. К тому же сосуды еще и украшались геометрическим орнаментом - кружками, полосками, зубчиками, чешуйками, "вдавленными" в мягкую глину. В углубления узора затекала ярко-зеленая, коричневая глазурь, создавая красивую игру светлых и темных тонов, еще более обогащавшую сложные скульптурные объемы кувшинов и кумганов. Отдельные формы затейливо соединялись друг с другом, образуя многочисленные просветы и разнообразные светотеневые эффекты. Вычурное по силуэту горлышко сосуда то покоится на двух сросшихся спинами птицах, то вырастает из лежащего кверху лапами медведя; на его завершении помещается мчащийся заяц, ручка приобретает очертания свернувшейся змеи. С такой же свободой и уверенностью в своей правоте скопинский гончар устанавливает горло сосуда на спине вооруженного дубинкой "полкана", медведя, двуглавого орла.

Характерно, что в этих фигурных сосудах утилитарные качества как бы отодвигаются на задний план, возникают предметы собственно декоративного назначения. Главное вместилище жидкости - тулово кумгана - иногда исчезает, остаются лишь некоторые части сосуда - прихотливо изгибающиеся, пышно декорированные ручка, носик и горло со сложной профилировкой и многократно повторенными горизонтальными членениями. При определенной пластической цельности и безусловной художественной убедительности этих предметов в них все же ощущается нарастание какой-то внутренней противоречивости. Если сравнивать их с теми изделиями, которые в этот же период изготовлялись для себя, то станет ясной некоторая утеря в скопинских фигурных сосудах и скульптуре чувства меры, мудрой простоты, все увеличивающаяся подмена декоративности "театральностью", чрезмерность усложнения форм и декора, хотя, может быть, именно этими качествами скопинская керамика и импонировала современникам.

И. А. Крюкова. 1969 г.

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...
    Подробнее

Популярное


  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого.
    Подробнее
  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было.
    Подробнее
  • Музыка и поэзия. Немного истории

    Поэзия и музыка словно родились под знаком Близнецов. И хотя совершенно очевидно, что «рождение» этих искусств было вовсе не одновременным, оба означены постоянным тяготением друг к другу. Тайны тут нет: оба этих рода искусства взросли из одного зерна, вышли из одного лона — народного музыкальнопоэтического искусства.
    Подробнее
| Карта сайта |