В отличие от чукотской скульптуры произведения малой пластики Тобольска чаще связаны с изображением человека. Еще в дореволюционной скульптуре тобольских мастеров можно видеть большой интерес к жанровым композициям, в которых человек был главным действующим лицом.
Показ его в той или иной жизненной ситуации сопровождался точной социальной характеристикой и признаками национальной принадлежности. Это качество стало традиционным. И в современных работах тобольских мастеров сохранилось стремление дать развернутую социальную и психологическую характеристику образа. Резчики всегда выполняли работы с большой тщательностью, старались показать многое в маленькой скульптуре рыбака или охотника. Однако это приводило к излишней натуралистичности в изображении человека, делало скульптуру мало убедительной. Не хватало главного — декоративности, того качества, которое привлекает внимание зрителя и помогает эмоциональному восприятию логического, содержательного момента в скульптуре.
Новые работы, выполненные мастерами в последнее десятилетие, свидетельствуют о преодолении внешнего. описательного подхода и о плодотворном развитии декоративных качеств в костяной скульптуре Тобольска. Наряду с освоением современной тематики, с ее глубоким и тонким пониманием, резчики добиваются успеха в области совершенствования художественной формы. Многие стороны жизни народов Сибири открывают нам в своих работах мастера. Их повседневный труд, часы отдыха, учебы, игры детей — все это передается в скульптуре с большим тактом, вниманием к человеку. И та теплота человеческого отношения, с которой каждый мастер подходит к созданию художественного образа, убедительно передается зрителю.
Для новых работ характерна большая собранность, компактность формы, строгий отбор деталей — все это делает их ясными по мысли и обеспечивает точность декоративной выразительности. Творчество отдельных мастеров приобрело черты заметной индивидуальности. У одних оно приняло оттенок лирической мягкости, у других — определило путь яркого декоративного стиля с чертами монументализации образов. Эти направления не имеют резких разграничений. Их проявление зависит не только от душевной настроенности автора, но и от темы, которую он выбирает. У Г. Хазова лирическая теплота образов составляет главное в скульптуре. Чтение книги, беседа с друзьями, встреча отца-охотника, вернувшегося из тайги, — вот мотивы, в которых то ярко и откровенно, то более сдержанно раскрываются чувства людей, их духовный мир. Этому помогает мягкая, без сильных членений разработка объема, некоторая заглаженность формы, которая сохраняет рисунок текстуры и приятную теплую тональность кости.
Оптимистическим отношением к жизни насыщены скульптуры В. Русаева. В его миниатюрах масса темперамента. И мотивы он выбирает такие, где можно показать движение, контрастное сопоставление масс. Борьба мальчишек-ненцев, игры медвежат — это прежде всего активные действия, живая, энергичная пластика, с помощью которой мастер говорит о действенности искусства. Есть у В. Русаева и другие мотивы, где мы видим человека в спокойной позе («Отдыхающий ненец», «Ленивый Эльхен»). Но как различны характеристики этих персонажей. В одном случае — это человек, отдыхающий после работы, жизнерадостно воспринимающий мир. В другом — сказочный ленивец, которого со снисходительной усмешкой представляет зрителю автор работы.
И еще одного мастера необходимо отметить в интересном творческом коллективе тобольских резчиков — талантливого и целеустремленного Г. Кривошеина. Его герои — люди труда.
Скульптурная пластика его работ отмечена чертами особо острой декоративности и художественной глубины. Показывая, казалось бы, обыкновенные дела людей, художник изображает их как великих тружеников. Если правомерно сравнивать малую скульптуру с поэзией, то работы Г. Кривошеина — это гражданская поэзия, отмеченная глубоким уважением и подлинной любовью к человеку.
Композиции Г. Кривошеина выполнены с большим профессиональным мастерством. Расположение фигуры в пространстве, выбор позиции, проработка деталей отмечены глубоким пониманием скульптурной пластики. Живость изображения и определенная условность, возникающая при обобщении формы, находятся здесь в нужном для характеристики образа соотношении. Это заметно и в более подробной миниатюре «Ненец с арканом» и в одной из последних скульптур «Рыбаки с сетью», где степень обобщения доведена до предельного лаконизма. В этой работе развивается еще одно положительное качество декоративной пластики — орнаментальность. Она откровенно выражена в повторе движения шагающих фигур, в волнообразной массе сети, лежащей на плечах рыбаков. Дополнением к этому служит особый прием обработки материала, использованный в работе. В фигурах рыбаков кость совершенно гладкая. Плетение сети воспроизведено порезкой, которая создает необходимый контраст в фактуре поверхности.
П. И. Уткин |