Оригинальна и по-своему неповторима скульптура-игрушка мастериц Дымковской слободы Кировской области. Впрочем, она уже в XIX в. становится декоративной скульптурой.
Играли в нее и дети, но чаще всего ею любовались взрослые, поставив яркую нарядную фигурку на комод или на полку для украшения жилища. В наши дни эта функция стала главной. Содержательнее становится композиция скульптуры, ее тематика связывается с современной действительностью, нередко увеличивается размер.
Отдельные фигуры человека или животного, незамысловатые групповые сцены изображаются в дымковской скульптуре просто, бесхитростно. Учитывая особенности материала, мягкость и хрупкость глины, мастерица создает прочное основание лепной фигурке. Так, у конька или оленя появляются толстые ноги, а опорой женской фигуры становится юбка-колокол. Не более сложно разрабатываются и остальные части скульптуры. Во всем главенствует масса, а не деталь.
Принципиальное членение фигуры, а не анатомические подробности интересуют автора скульптуры. Даже пропорциональное соотношение частей дается с отступлением от натуры. И тут играет роль не только особенность материала, но и желание сделать скульптуру как можно более компактной. В результате возникает цельный, обобщенный скульптурный образ.
Сочная, свободная лепка формы в керамической пластике, как правило, соединяется с ярким радостным цветом росписи. В «дымке» эта особенность проявляется с необычайной силой. Роспись как бы завершает творческий акт создания скульптуры. Более того, временами цвет росписи становится настолько активным, что его значение в характеристике образа становится главенствующим. Явление этодля народного искусства закономерно. Цвет росписи, как и сама форма, по-своему символичен, иносказателен.
Его используют не как простое дополнение к скульптурной форме, хотя с помощью цвета в изображение вносятся и уточняющие штрихи и детали, а как эмоциональную характеристику обобщенного изображения. И вот перед нами не просто всадник, а сказочный герой на коне, который может унести своего седока в неведомые дали. И олень не простой, а с золотыми рогами. Опять сказка, фантазия. Современные персонажи также сказочно праздничны. Реальное в них перекликается с фантастическим, но не утрачивает жизненности и конкретности. Колхозница с коровой или с поросятами олицетворяет картину богатой, новой жизни. Потому и ликуют краски в росписи скульптуры, по белоснежнему фону которой щедро рассыпаны пятна и линии синего, красного, зеленого, желтого цветов. Это они творят мир веселых, буйных, неугомонных скульптур, радующих человека своей необыкновенностью и щедростью переживаний.
Рядом с яркой и пестрой карнавальностью дымковских работ игрушки другого северного центра — Каргополя — кажутся суровыми. Но это только первое впечатление и создается оно потому, что размеры фигурок меньше дымковских, а краски действительно суровые (черные, темно-зеленые, много оттенков коричневого цвета). Если внимательно рассмотреть персонажи скульптур-игрушек, то среди них можно увидеть много привлекательных и милых человеческому сердцу образов: очень простая по лепке и росписи свистулька «Птица» и старик, занятый изготовлением решета или плетущий лапти, и собака то ли с кутенком, то ли с какой-то добычей в пасти. Среди каргопольских игрушек большое место занимают образы полуфантастические, связанные с традиционными народными праздниками, на которых всегда было много веселья, музыки, плясок.
И обязательно были ряженые — люди, одетые в звериные шкуры, потешные маски, веселящие и развлекающие народ своими шутками, причудами и целыми театрализованными представлениями. Чаще всего такого рода игрища устраивались на масленицу, когда в России повсеместно отмечали проводы зимы. Игрушки-свистульки были неотделимой частью праздников. Деревенские ребятишки, участвуя в общем веселье, включались в атмосферу народных гуляний, выражали своп восторг смехом, криками, свистом. Свист, как считалось в народе, помогал изгонять злых духов и потому во время любого праздника свистулька была своеобразным символом радости, веселья. В своей исконной функции она противостояла, противоборствовала со всякой «нечистой силой». Это сложное содержание игрушки-свистулькн перешло в скульптурки, отражающие темы охоты, сбора урожая и простые жанровые сцены.
В каргопольской игрушке и в настоящее время сохраняется (при определенной декоративности цвета и условности пластических решений) жизненная реальная основа образов, запечатленных в скульптуре. В каждой отдельной фигурке есть какие-то оттенки чисто психологической характеристики персонажей. Поэтому они так хорошо группируются в сложные композиционные сцены; их можно собрать, поставить рядом, разыграть нечто похожее на театральное действие.
Своеобразие народной керамической пластики неисчерпаемо. В каждом художественном центре оно проявляется по-своему. Если бы мы попытались поставить рядом и сравнить работы многих мастеров из различных уголков одной лишь Российской Федерации, то перед нами было бы безграничное море фантастических и реальных образов, то вспыхивающих, то успокоенных красок, размашистой и утонченной лепки форм. В этом море художественно-декоративных образов очень оригинальна скульптура Тульской области. По своему содержанию она является типично народной, может быть даже в чем-то близкой сюжетам каргопольской игрушки. Во всяком случае, происхождение мотивов одно: и в Тульской области все начиналось с изготовления игрушек-свистулек к народным праздникам, и играли в них дети, и даже производством их занимались когда-то дети (наряду со взрослыми лепкой игрушек были заняты девочки 6—8 лет). Может быть поэтому до сих пор в игрушках сохранились черты наивной орнаментальной росписи, а в самой лепке фигур какая-то примитивность, свойственная чаще всего детскому творчеству.
Игрушка Тульской области сохраняет многие принципы художественного решения, сложившиеся еще в XVI — XVII вв. Некоторые особенности формы и пропорций фигур продиктованы материалом.
Местная глина очень маслянистая, жирная. Лепить из нее удобно, она обладает хорошей пластичностью. Но при высыхании она часто трескается. Поэтому фигурки приходится поправлять, заглаживать трещины. При этой доработке формы вытягиваются, и у коня или оленя появляется длинная шея, а иногда удлиненной становится вся фигура. Однако эти нарушения реальных пропорций не воспринимаются как противоестественные. Мастерица соответственно корректирует всю работу. Причем в росписи, может быть подсознательно, утвердился прием горизонтального нанесения цветных полосок, которые зрительно расширяют форму.
И вот необычные размеры отдельных частей фигуры и оригинальная роспись формируют яркий, наполовину сказочный образ всадника, оленя или просто забавного доброго зверя, вызывающего откровенную симпатию и доброе расположение человека. Скульптурные образы в работах филимоновских мастериц очень традиционны. Мир животных — это не просто анималистическая пластика. Олень с яркой розеткой на груди и орнаментальными веточками на туловище — это символический образ, сохраняющий отголоски языческой культуры. Вместе с тем. это и обобщенный образ природы, с которой человек находится в гармонии, в творческом взаимодействии. Поэтому с человеческой меркой подходит мастерица к изображению зверей. Центральный герой многих народных сказок — медведь — показывается как существо, имеющее родство с человеком. Он и в действиях своих похож на разумное существо. Вот, например, «Медведь с подарком». В самом названии вещи дана характеристика персонажа, как будто приходящего в гости, поступающего так, как поступают люди.
Таким образом, забавная игрушка действительно превращается в скульптуру, очень содержательную и оригинальную по форме раскрытия этого содержания.
Интересно подходят тульские игрушечницы и к сюжетам жанрового характера. Так, среди вещей, исполняемых филимоновскими мастерицами, бытует мотив изображения жениха и невесты. У самих мастериц он получил название «Любота». И в этом названии, и в манере исполнения скульптурной группы, которая чаще всего показывает влюбленных в танце, видна п немного скептическая улыбка деревенского жителя, и простодушное восхищение важным моментом в жизни люден. Именно это отношение, такая оценка факта и отражена в скульптурной декоративной группе, которая представляет немного смешную, жеманную и одновременно праздничную сцену.
В жанровых мотивах происходит откровенное преобразование игрушки в скульптуру, которая развивает близкие старым образцам темы народных гуляний. Поэтому вместе с танцующими парами в скульптуре появляются группы музыкантов, фигурки людей, гуляющих на празднике. И в этих фигурках сохраняется типичный для Тульской игрушки стиль. Вместе с тем происходит известное развитие приемов лепки, конкретизация образа интересным исполнением деталей и изменением приемов росписи.
П. И. Уткин |