Большое признание сыскала литовская народная деревянная скульптура.
В течение столетий народные резчики формировали ее стиль, где сама архаическая простота пластики несет большой эмоциональный заряд, а народный типаж придает религиозным сценам особую глубину и драматизм. Создавали эти скульптуры талантливые самоучки из деревенской бедноты, воспринимаемые односельчанами как чудаки-одиночки со странным характером и образом мыслей. Никто не подозревал об истинном таланте "богорезов", никто их особенно не ценил, и умирали они, не сыскав ни славы, ни богатства, не оставив имен.
Это - прошлое литовской народной скульптуры. XX век вместе с коренными преобразованиями общественного строя внес существенные изменения и в развитие народного творчества. Были открыты их первые выставки, организовались предприятия изделий сувенирного профиля. В результате большой организационной работы народные мастера объединились в Общество народного искусства Литовской ССР, своего рода деловое и творческое объединение, определяющее их деятельность во всех ее жизненных связях. Словом, народные мастера сегодняшнего дня - довольно хорошо организованный отряд людей, обладающих немалой творческой энергией, возможностью работать и пожинать плоды своих усилий.
Но, чтобы дать ясную и полную картину положения дел, надо особо подчеркнуть и выделить ту роль, которую играли и играют в этом отряде народные мастера старой закалки. Это ветераны своего дела, они страстно преданы ему. Не только в их творчестве, но и в их личной судьбе сохранились некоторые черты мастеров прошлого. Это действительно самоучки, народные таланты, их произведения отличаются самобытностью, в них есть черты подлинного искусства. По сей день радуют нас "мастер из мастеров" Жемайтии В. Ряуба, Л. Шепкус из Аукшайтии, А. Квасас, А. Моцкус, Ю. Ляуданскас. Они задали тон развитию народной скульптуры республики после войны. В работах этих мастеров есть не только индивидуальность, присущая лишь данному автору образность, но и та внутренняя добросовестность и чистота творческого духа, без которых народный примитив остался бы мертвым куском дерева.
Большинство художников старшего поколения в своих произведениях ограничиваются сравнительно небольшими размерами, и лишь скульптуры Л. Шепкуса достигают двухметровой высоты. Народные мастера старшего поколения, таким образом, как правило, не ставили и не решали крупных монументальных задач, все свое дарование они концентрировали на законченности стиля. Иногда вдохновение озаряло их уже в немолодом возрасте, и рождались произведения неповторимой силы: таковы работы Л. Шепкуса. А достаточно взглянуть на работы В. Ряубы, чтобы понять, какой глубины содержания и какой пластической выразительности можно достигнуть при творческом сплавлении старых традиций ваяния с новыми темами, и главное - с новым духом нашего времени.
Иное дело - скульптуры среднего и младшего поколений. Они-то, благодаря численности и продуктивности, и составляют сегодня своими работами основной поток народной скульптуры Литвы. Это участники всех выставок народного искусства, авторы больших монументальных произведений (как, например, В. Майорас), в основном, люди способные, наделенные большой энергией и трудолюбием. Произведения их можно встретить в музеях, домах культуры, в квартирах, дороги украшены вырубленными ими столбами-указателями, композициями из дерева с названиями колхозов, района, просто отмечающие места, которые часто посещаются людьми.
К сожалению, в наши дни все чаще встречаешься с произведениями, лишенными внутренней эмоциональной наполненности и лишенными стиля. Это беспокоит больше всего, деревянной скульптуры такого "нейтрального" уровня в Литве становится все больше и больше.
Отсутствие критики создает у авторов чувство непогрешимости. Поддерживает их и то, что они пока что "в моде". Примеру одного следуют другие, создается уверенность, что искусство - дело нехитрое.
Одно важнейшее обстоятельство повлияло на наше восприятие творчества современных народных скульпторов Литвы: они считаются как бы прямыми наследниками умельцев старых времен, тех мастеров, которые прославили Литву своей деревянной скульптурой. Слава предков (по инерции или в честь прошлого) как бы автоматически перешла к детям.
Произведения современных народных мастеров ставились вне критики и всячески восхвалялись независимо от их достоинств. Проявлялась та неразработанность критериев оценки народного творчества, которая во многом и породила целый ряд недоразумений, цепь которых замкнулась, когда стало необходимым оценить не янтарный мундштук, а большой мемориальный ансамбль, в частности такой, как Аблинга.
Здесь собрались в один узел противоречия, удачи и промахи народной скульптуры последних лет. Многое здесь радует и особенно то, что народные мастера вышли из замкнутого круга сувенирных работ и смело взялись за скульптуру крупного масштаба. Новая тематика, коллективный характер работ, несомненно, открывают новые возможности в творчестве народных мастеров, и, говоря об Аблинге, это надо подчеркнуть в первую очередь.
Ансамбль посвящен событиям 1941 года, расстрелу фашистами мирных жителей деревень Аблинга и Жвагиняй.
Работали над этим ансамблем двадцать семь мастеров, создано ими тридцать скульптур из дуба, высотой в четыре-шесть метров каждая. От традиции деревянной скульптуры прошлого здесь сохранились лишь приверженность мастеров к внешним художественным приемам и стихийный импровизационный характер при осуществлении каждой скульптуры-столба. Это соединение принципиально новой задачи со старыми приемами придало ансамблю своеобразную окраску.
Отраден и тот факт, что сама широта пространственного замысла как бы вызвала к жизни творческие силы молодых мастеров, способных справляться с задачей такого объема. Особенно следует отметить выразительного "Пахаря" А. Домаркене и "Свата" И. Ужкурниса. Эта фигура - своеобразный шедевр ансамбля, непосредственный, проникнутый скорбью. Неожиданное движение, пропорции - все говорит о большом даровании мастера. Окружающие столбы хорошо расположены в пространстве, они напоминают силуэты старых придорожных часовен. Но подлинных пластических удач, кроме названных двух, здесь нет: работы И. Паулаускаса, П. Дужинскаса, О. Берескайте, И. Игнотаса, А. Богданаса и некоторых других можно скорее назвать "приемлемыми". Но особенно огорчают столбы явно слабые, неудачные. Они снижают ценность всего ансамбля. Такие скульптуры составляют около половины общего числа, вряд ли есть смысл перечислять их авторов: впервые взявшихся за такую работу, они просто не рассчитали своих сил.
В изобразительном искусстве неумение или фальш нередко маскируются ярлыками и названиями, но особенно опасно, когда они выступают в дорогом сердцу обличии "народного".
Хочется верить в качественные сдвиги в литовской народной скульптуре.
А. Белявичус. 1974 г. |