Керамика из Афрасиаба

Во второй половине VIII века территория Средней Азии, завоеванная арабами, становится частью Халифата. В это время насаждается новая религия — ислам. Его распространение оказывает большое воздействие и на искусство.

На смену изобразительным мотивам приходят орнаментальные. В Эрмитаже представлена парадная и бытовая керамика из Афрасиаба (название городища древнего Самарканда), можно увидеть образцы изделий, славившихся далеко за пределами Средней Азии. Посуда украшена не только узорами, но и надписями. Подобную декорировку красивыми надписями (часто это были поговорки) делали специальные каллиграфы. Со временем появляются строки, которые нельзя прочитать — своеобразный узор. Уже в XI веке, когда рост феодальных городов и расширение в них ремесел порождают массовое производство, художественный уровень изделий снижается.

В Эрмитаже выставлены также приспособления, использовавшиеся при изготовлении керамики: штыри, на которые надевались для обжигания сосуды, небольшие "коромысла", служившие для подвешивания мелких изделий, формы для нанесения орнаментов и другие вещи, отысканные в районе Бухары, где во время раскопок были найдены гончарные печи.

Большой урон развитию экономики и культуры Средней Азии нанесло монгольское завоевание. Орды Чингис-хана, опустошая целые районы и сея на своем пути смерть, в 20-е годы XIII века захватывают Среднюю Азию и устремляются далее на русские земли. Так у народов Средней Азии и русских оказывается общий враг. Помимо награбленного добра, завоеватели вывозят в Сарай-Берке — столицу Золотой Орды — многих мастеров и художников. В залах Эрмитажа представлены памятники XIII —XIV веков, есть работы мастеров-пленников из Средней Азии.

После победы над армией Золотой Орды объединенных сил русских войск в Куликовской битве (1380 г.) и в результате походов Тимура, нанесшего Орде ряд сильных ударов, монгольское иго пало. Тимур — выходец из военно-феодальной среды, быстро выдвинувшийся благодаря своим военным способностям и политическим интригам, после захвата власти (1370 г.) и победоносных походов, приведших Золотую Орду к поражению и распаду, распространяет свое владычество не только на всю Среднюю Азию, но и далеко за ее пределы.

Ю. Г. Шапиро

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...
    Подробнее

Популярное


  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого.
    Подробнее
  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было.
    Подробнее
  • Музыка и поэзия. Немного истории

    Поэзия и музыка словно родились под знаком Близнецов. И хотя совершенно очевидно, что «рождение» этих искусств было вовсе не одновременным, оба означены постоянным тяготением друг к другу. Тайны тут нет: оба этих рода искусства взросли из одного зерна, вышли из одного лона — народного музыкальнопоэтического искусства.
    Подробнее
| Карта сайта |