Камея Гонзага |
Камея Гонзага, созданная в III веке до н. э. в Александрии неизвестным нам мастером-виртуозом, являлась одним из тех предметов роскоши, которыми славился двор египетского царя Птолемея II Филадельфа и его жены Арсинои. Камея выполнена из трехслойного камня — сардоникса, позволяющего резчикам прибегать к цветовым эффектам. Так, нижний темный слой сардоникса служит в камее Гонзага фоном, на котором четко выделяются светлый, вырезанный в среднем голубовато-белом слое камня профиль Арсинои и лицо Птолемея. Верхний (снова темный) слой позволил мастеру вырезать шлем, волосы, одежду царя. Этот темный шлем с рельефным изображением венка и орнаментом, вьющиеся пряди волос, одежда, перегруженная узором, оттеняют гладкую поверхность лиц, подчеркивают величественное спокойствие и задумчивую сосредоточенность супругов. Лавровые венки на голове Арсинои и шлеме Птолемея, эгида на груди царя свидетельствуют о стремлении обожествить их образы. Оба почитались в качестве богов в едином культе Филадельфов, существовавшем в Египте. Поклонение им обоим и привело в III веке до н. э. к созданию нового типа изображения — парного портрета, выдающимся образцом которого может служить камея Гонзага. Помещая рядом "параллельно" два лица, автор камеи сопоставляет профили царя и его жены, подчеркивая нерасторжимую связь между этими людьми и одновременно своеобразие облика каждого из них. Изображение носит условный характер — здесь нет стремления запечатлеть строго портретные, конкретные черты; это отвлеченные, идеализированные образы обожествленных правителей Египта. Название, под которым известна сейчас во всем мире эта камея, связано с именем итальянских герцогов Гонзага, в собрании которых она находилась в XVI веке (до этой поры ее судьба неизвестна). В дальнейшем камея принадлежала различным владельцам и, наконец, в 1814 году поступила в собрание Эрмитажа. Ю. Г. Шапиро |
| Карта сайта | |