Художественная набойка.

Еще в конце 19 века искусство народной набойки по холсту в большинстве районов Российской империи было вытеснено с общего рынка изделиями ситценабивных фабрик.

В начале 20-х годов, когда текстильные фабрики работали с большими перебоями, в селах снова заметно возросла потребность в кустарных набивных тканях. На русском Севере и на Урале, куда особенно мало доходило в те годы фабричных тканей, кустари, путешествуя из села в село, повсеместно "пестрили" холсты традиционными цветочными узорами. Во многих селах и по сей день помнят имена этих "крашенников", хранят их набивные доски.

Однако в Советской России ручная набойка тканей так и осталась в пределах индивидуального ремесла и с развитием фабричного текстильного производства постепенно заглохла. Традиции этого некогда большого искусства нашли продолжение лишь в творчестве художников, которые работали в 30-е годы в созданной по инициативе Е. Повстяного артели "Экспортнабивткань". Здесь способом набойки и трафарета воспроизводились традиционные и создавались новые рисунки для экспортировавшихся за границу метровых тканей. Особенно эффектны были ткани, исполнявшиеся с подлинных старинных набивных досок.

На Украине еще в конце 20-х годов при артелях имени Клары Цеткин в Решетиловке и имени Леси Украинки в Полтаве были созданы цехи народной набойки. Кроме того, эти промыслом занимались и кустари-одиночки. Активное участие в восстановлении искусства ручной набойки на Украине в 20 - 30-х годах принимал художник Е. Повстяный. Метровые ткани и штучные вещи, исполнявшиеся в артелях по традиционным рисункам, шли на экспорт и для местного населения. Для одежды ткань набивали мелким раппортным геометрическим или растительным рисунком. Рисунки для скатертей, наволочек, рушников носили штучный "характер" и выполнялись специальными досками. Особенно много делали наволочек и скатертей в сине-белой расцветке; при этом в одних случаях синий рисунок располагался на суровом или белом фоне холста, в других, наоборот, он оставался белым, а фон - глубоким синим или голубым. Набивные узоры 20 - 30-х годов были близки к рисункам вышитых рушников того времени и, очевидно, имели с ними единые истоки. Незатейливые по мотивам, простые по композиции узоры отличались гармоничностью сочетания рисунка и фона, сочностью сине-кубовой расцветки.

В Средней Азии набивной промысел получил наибольшее распространение в Узбекистане, где этим искусством занимались издавна. В 20 -30-е годы он развивался и в виде мелкого кустарничества и в артелях промысловой кооперации. Одновременно с простыми традиционными рисунками из полос, применявшимися на тканях для повседневной одежды и подкладок для халатов, мастера создавали и более нарядные набойки - декоративные скатерти, покрывала и ткани с великолепными растительными или геометрическими рисунками, отличающимися большим разнообразием композиций и орнаментальных мотивов. Узбекские набивные ткани были строги по рисунку и привлекали теплым колоритом, сочетавшим обычно три основных тона: черный и мареново-красный (марена - растительный краситель, дающий глубокий красно-коричневый тон) - в узоре и светло-кремовый в фоновой ткани. Причем цвет фона всегда являлся активным элементом колористической гаммы. При этом в метровых тканях светлый тон фона был ведущим, а рисунок, свободно располагаясь на нем, выделялся темным ажурным силуэтом. В штучных вещах, наоборот,красный цвет узора часто вводился в фон каймы, угловых или центральных клейм и медальонов; при этом рисунок на цветном фоне делался либо черным , либо оставался белым, такое изменение роли одного и того же цвета придавало композиции большую живописность и красочность.

Мастера ручной набойки были подлинными виртуозами. Приступая к набойке, они намечали расположение узора лишь в самых общих чертах, а все детали решали в процессе работы. Благодаря своим знаниям традиционных узоров, таланту и вкусу они комбинировали из типовых фрагментов набойки все новые и новые варианты.

Следует отметить, что объединение мастеров в артели и широкое использование ими старых набивных досок, часто привезенных из разных мест, приводили к стиранию локальных особенностей набойки, свойственных отдельным районам республики.

В искусстве ручной набойки рассматриваемого периода сохранялись ранее сложившиеся приемы построения узоров и расцветок. Поиски нового проявлялись главным образом в оформлении предметов, ранее не существовавших в убранстве крестьянского дома. И хотя народные мастера обращались в первую очередь к своим национальным орнаментам, сложившиеся в те годы принципы их расположения на вещах значительно отличались от традиционных композиционных решений.

В некоторых экспериментальных работах художники Украины, России, Узбекистана в те годы пытались от условной декоративности в изображении растительных мотивов перейти к большей конкретности в их рисунке и расцветке. Таковы, например, панно Е. Повстяного "Салют" и А. Абдугафурова для нового здания театра в Ташкенте.

Е. Г. Яковлева. 1984 г.

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...
    Подробнее

Популярное


  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого.
    Подробнее
  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было.
    Подробнее
  • Музыка и поэзия. Немного истории

    Поэзия и музыка словно родились под знаком Близнецов. И хотя совершенно очевидно, что «рождение» этих искусств было вовсе не одновременным, оба означены постоянным тяготением друг к другу. Тайны тут нет: оба этих рода искусства взросли из одного зерна, вышли из одного лона — народного музыкальнопоэтического искусства.
    Подробнее
| Карта сайта |