Грузинская медаль

Г ОчиауриДвадцать седьмого февраля 1979 года а выставочном зале издательства «Мерани» в Тби­лиси открылась Первая рес­публиканская выставка ме­дальерного искусства. Она вы­звала большой интерес среди специалистов и любителей ис­кусства, что и не удивительно, так как показ медалей грузин­ских художников в республи­канском масштабе проводился впервые, впервые медаль пред­ставлена столь полно.

По ини­циативе скульптора Л. Н. Квелидзе было собрано и выстав­лено около пятисот работ восьмидесяти художников разных поколений.

Медальерное искусство изве­стно в Грузии с древних вре­мен. Эта интересная форма малой пластики представляет собой своеобразный матери­альный памятник, который сохраняет для потомков лица известных общественных дея­телей, значительные историче­ские события.

 В экспозиции были представ­лены копии, взятые из золото­го фонда Государственного музея искусств Грузии и вы­полненные с работ мастеров X—XII веков. Из них надо от­метить «Тондо» из Гелати и известные растительные орна­менты Б. Олизари. Эти работы как бы демонстрируют нацио­нальную художественную ме­дальерную пластику, ее бога­тые традиции.

Шхвацабая 1979 БронзаНа выставке были показаны работы самой разнообразной тематики: это композиции на трудовые, молодежные, исто­рические темы, бытовые, жан­ровые сцены, пейзажи, декоративные мотивы, портреты, ню и т. д. Скульпторы не оставили без внимания ни одного важного события, были пока­заны медали, посвященные Международному году ребен­ка, защите природы и т. д. Те­ма материнства занимает значительное место в творче­стве художников нашей стра­ны. На эту тему выполнили свои композиции Г. Дарчия, Л. Квелидзе, Т. Нацвлишвили, Г. Микадзе, Р. Амиранашвили, Л. Накашидзе, Л. Гоциридзе. Композиция Л. Квелидзе «Саженец» содержит глу­бокий философский смысл: будущее, доброту, непрекращающуюся жизнь скульптор символично выражает в обра­зах женщины н саженца.

Как всегда, были интересны портретные медали: это, в пер­вую очередь, «Галактион Табидзе» Э. Амашукели, «Давид Гурамишвили» и «Г. Мухадзе» Г. Очиаури — работы, выпол­ненные на высоком профессио­нальном уровне. Характерно­стью, монументальной силой отмечено изображение Галак­тиона Табидзе в трактовке Амашукели. Иной стиль медали Очиаури «Давид Гурамишви­ли».

Баблидзе 1979 ГлазурьИзящное, тонкое лицо юноши — символическое напо­минание об образах поэта. Рядом с ними располагались произведения молодых худож­ников: Н. Чубинидзе, Б. Сул-ханишвили, Р. Кучулория, Г. Чорголашвили и другие. Целую галерею портретов представила Квелидзе. Постичь не только внешнее сходство, но также показать внутренний мир портретируемого — основ­ная черта ее творчества. Вы­разительными, изысканными формами лепит скульптор портреты Вахтанга VI, Пет­рарки, Гёте, Микеланджело, Шуберта и других. Вообще, работы Квелидзе настолько разнообразны по тематике, ма­териалу (гипс, бронза, металл, гальванопластика, камень, стекло) и техникой исполнения, что требуют отдельного рас­смотрения.

Интересна работа Р. Кучулория «Л. ван Бетховен», в ко­торой хорошо передан борю­щийся и непокоренный образ гениального немецкого компо­зитора.

Серия памятников Грузии представлена в медалях Л. Мангиашвили, Э. Баблидзе — это «Метехи», «Самтависи» и др.

Старый Тбилиси всегда был и будет вдохновителем художни­ков. Тбилисский колорит пе­редан в работах А. Лежавы, Г. Джапаридзе, Г. Экизашвили. Лиризмом, глубокой поэ­тичностью выделяется «Ста­рый дом» А. Лежавы. Экспозиция Республиканской выставки медали показала Перспективность пути разви­тия грузинского советского медальерного искусства.

Особенно следует подчеркнуть явное углубление поэтического содержания медали. Грузин­ские скульпторы, придавая большое значение фактуре, вы­явлению пластических качеств металла, обогащению приемов построении композиции, нахо­дят новые возможности со здания образов, богатых ассоциа­циями.

И. Эсванджия

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...
    Подробнее

Популярное


  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого.
    Подробнее
  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было.
    Подробнее
  • Музыка и поэзия. Немного истории

    Поэзия и музыка словно родились под знаком Близнецов. И хотя совершенно очевидно, что «рождение» этих искусств было вовсе не одновременным, оба означены постоянным тяготением друг к другу. Тайны тут нет: оба этих рода искусства взросли из одного зерна, вышли из одного лона — народного музыкальнопоэтического искусства.
    Подробнее
| Карта сайта |